На главную GUAP.RU Контактная информация Поиск по сайту О сайте 中文 Versión Española La version française Deutsche Version English Version Русская версия
Гуманитарный факультет ГУАП

Профессор Исаев Б.А. (ГУАП, кафедра истории и философии)

ПОЛИТИКА КАК РЕАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОБЪЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

1.
Теоретическая и практическая политика в исторической ретроспективе

Понятие о политике как решении общественных дел и управлении обществом, очевидно, возникло тогда, когда эти дела действительно начали решать, а социумом действительно стали управлять, то есть в очень отдаленную эпоху родового строя и элементарной организации власти. Уже в то время постепенно формируются пока еще не государственные, а общественные протоинституты власти: общее собрание рода, совет старейшин, вождь рода. Эти протоинституты еще не избирались, а стихийно формировались, исходя из реалий. Где-то на собрании рода принимали участие все его взрослые члены, в других родах на собрания допускали всех, а право решающего голоса имели только мужчины, в третьих, – собрание стало подобием закрытого мужского клуба. Как бы то ни было, деятельность по обсуждению общих дел и принятию решений, касающихся всех, имела место в каждом социуме, достигшем определенной ступени развития. Уже тогда появились первые попытки осмысления политики и объяснения природы власти, которая понималась как вмешательство или помощь духов предков, как проявление сакральной воли. В разных странах, в различных географических, экономических и социокультурных условиях люди такую деятельность называли по-разному.

В Древней Греции в эпоху полисной организации общества такой вид человеческой деятельности получил название «политика» (греч. politika), которое произошло от понятия «полис», означавшее «город-государство» или «город с окрестными селениями, полями, садами, гаванями и вообще территориями, обеспечивающими его продовольственные, промышленные, торговые, коммуникационные, оборонные и другие потребности». Как правило, греческие полисы той эпохи образовывались либо добровольным объединением нескольких соседних селений, либо путем завоевания наиболее сильным родом соседних родов, насильственным переселением их родовой знати в свой город и присоединением их территорий. Вот почему полис Афины состоял из десяти фил, а полис Рим из сорока городских и четырех сельских триб. Полисная организация того времени значительно отличалась от организации современных государств. В политическом отношении полис – это непосредственно осуществляемая власть. Все жители полиса, имевшие права гражданства не только могли, но и были обязаны посещать народное собрание и голосованием решать государственные дела. В перерывах между заседаниями народного собрания (гели́эи) все политические дела решал совет пятисот (бул́е). Суд полиса осуществлялся регулярно сменяемыми рядовыми гражданами, назначаемыми филами. Институт адвокатов отсутствовал, и каждый эллин должен был уметь сам отстаивать свои интересы в суде. Как видим в политику так или иначе были вовлечены буквально все граждане полиса. «Человек по природе своей есть существо политическое (zoon politikon)» - утвеждал Аристотель.

Итак, этимологически понятие «политика» означает то, что относится к полису (polis) то, есть полисные, общественные, государственные дела, в отличие от дел семейных и дел частных лиц. При этом предполагалось решение этих дел сообща, через коллегиальные органы. Если кто-либо узурпировал себе право единолично распоряжаться делами полиса, его называли тираном (tiranos – слово не греческого корня; греки связывали его с тиренцами, догреческим народом и означало оно «господин»). Определение «politicos» означало и гражданина полиса, и полисный строй и было, по современным понятиям, синонимом гражданской и политической культуры. Глагол «politeo» означал приобщение гражданина к общественным, государственным делам – то, что мы сегодня называем политической социализацией. Существительное politeia включало в себя как гражданские, так и политические права (они не были разделены, так как все греки-мужчины призывного возраста могли участвовать в управлении делами полиса) и вообще означало полисный общественный и государственный строй. В варварских странах (там, где, по представлениям эллинов, система образования и воспитания и вообще уровень культуры не позволял всем участвовать в политике) устанавливался строй деспоти́и, противопоставляемый эллинами полити́и. От этого термина «полития» берет свое начало современное понятие «полиция» как организация по поддержанию общественного и, одновременно, государственно-правового порядка.

Платон представлял политику царским искусством, имеющим главную цель - общее благо, а политиков - царственным мужами, обладающими разумом. Он выделял три ипостаси политика. Политик-ткач обладает умением из представителей различных политических сил (смелых и мужественных, склонных к изменениям и реформам с одной стороны и разумных и осторожных, консервативно настроенных с другой), используя их как уток и основу, сплетать живую и стабильную ткань политической жизни, вплетая в нее все добродетельное и благородное из обеих политических партий и отбрасывая все кощунственное, заносчивое и несправедливое. «Ткань эта обвивает всех остальных людей в государствах – свободных и рабов, держит их в своих узах и правит и распоряжается государством, никогда не упуская из вида ничего, что может сделать его, насколько это подобает, счастливым». Вторая ипостась политика, по Платону, это политик-врач, который, зная законы государства, не обязан исполнять их догматически, а творчески лечит болезни полиса, ориентируясь, как истинный целитель, на конечный результат – здоровье пациента. Третья ипостась платонова политика – это политик-корабельщик, политик-кормчий государственного корабля, который не только всегда найдет верный курс, но и при необходимости приведет управляемый корабль в защищенную гавань. Итак, идеальная политика, по Платону, это аристократическая политика, которая не рождается в народной стихии, а сознательно создается образованными философами-правителями. Только мудрый, образованный, знающий и хорошо воспитанный человек, считал он, обладающий авторитетом, может одновременно плести ткань разумной политической жизни, исцелять болезни общества, то есть предупреждать и урегулировать конфликты, обеспечивать безопасность полиса, тщательно выверяя его политический курс. В понимании Платона, политика есть «специфическое знание, а именно, знание власти над людьми». С другой стороны, политика - это умение вести государственную жизнь, искусство «плести политическую ткань, объединяя жизнь граждан, никогда не упуская из виду ничего, что могло бы сделать общество счастливым».

Итак, уже в Древней Греции политика понималась и как область знания и как практическая деятельность. Следовательно, уже тогда появилось представление о теории политики, как специфическом знании о власти, управлении людьми, о перспективах государства и о практической политике, как о «плетении прочной ткани», о «лечении болезней полиса», о «прокладке верного курса», а фактически о согласовании интересов различных социальных групп, предотвращении социальных конфликтов, принятии и выполнении важных государственных решений.

Древние римляне переняли понятия «политика» и «политик» у греков, правда они приобрели у них своеобразие, определенное особенностями римского государственного и общественного устройства. Римское общество было более социально и политически дифференцировано, чем греческое. Изначально в нем существовали полноправные патрицианские и неполноправные плебейские роды. Затем в результате борьбы произошло объединение патрицианских и заслуженных плебейских родов в сословие нобилей, представители которого, как правило, занимали высшие выборные политические должности. Сословие всадников обычно было нацелено на занятие релевантных чиновничьих постов. Большое количество свободных римлян (провинциалов, вольноотпущенников и др.) было связано патрон-клиентскими отношениями с представителями сословий нобилей и всадников. Рядовые римляне также достаточно четко дифференцировались на полноправных граждан (cives optimo jure) и граждан, получивших только гражданские, но не политические права (cives minuto jure).

Провинциалы и вольноотпущенники не получали важнейшего права – права выдвигать свою кандидатуру на должности магистратов, управлявших, каждый в своей компетенции всеми делами республики. Поэтому понятие «политика» у римлян сужается; под политикой они понимали не столько общественные дела, сколько процесс управления государством, осуществляемый выборными политиками-магистратами.

Таким образом, уже в эпоху античности появилось представление о политике как общественной деятельности, как обсуждении и принятии решений большинством голосов, как участии всех граждан в жизни полиса, как коллегиальном управлении государственными институтами и о политиках, как людях наиболее образованных, умудренных опытом, толерантных, креативных и предусмотрительных, которые свои лучшие качества направляют на службу своему полису и заботу о его людях.

Но в империях Древнего Востока, в частности, в Персидской державе, граничившей с греко-римской цивилизацией, возникло иное представление о политике. Здесь политика понималась как реализация воли неограниченного правителя, деспота. Деспот рассматривал себя как наследственного правителя, получившего власть прямо от бога и правящего своими подданными в соответствии с волей богов. Знаменитая бехистунская надпись, высеченная по приказу персидского царя Дария I на огромной скале, в конце VI в. до н.э. гласит: «Я Дарий, царь великий, царь царей, царь Персии, царь стран, сын Виштаспы, внук Аршамы, Ахеменид… Милостью Ахура-Мазды я царь. Ахура-Мазда дал мне царство». Как видим, здесь политика понимается как власть, данная богом и передаваемая по наследству, как деяния правителя, которые проявляются, в первую очередь, как завоевание сопредельных стран, увеличение собственной территории и военной мощи, как строительство новых крепостей и дворцов, мавзолеев и пирамид, основание новых столиц и храмов, возвышающих правителя над простыми смертными, как выполнение не только царственной воли, но и любой прихоти деспота.

В Средние века в связи с господством религиозной догматики, как в элитарном, так и массовом сознании под политикой стали понимать в первую очередь выполнение библейских и евангельских заповедей, в обеспечении всем христианам верного пути в град божий, привлечение на сторону истинной веры новых стран и народов. Государи того времени в награду за «правильную» политику награждались эпитетом «христианнейший», а образцовые государства назывались «священными» (например, «Священная римская империя»). Именно тогда в Западной Европе появилась доктрина «двух мечей», данных богом католической церкви. Применять это оружие церковь в силу своего христианского характера не может. Поэтому один меч она постоянно держит в ножнах, а другой вручает светскому правителю для поддержания порядка в государстве и для борьбы со схизматиками и сектантами. Церковь Восточной римской империи – Византии выдвинула доктрину «симфонии властей», согласно которой высшей духовной и светской властью обладает избираемый император, в лице которого и согласуется политика этих двух видов власти. Отсюда, кстати, и герб Византии - двуглавый орел означал вовсе не объединение Востока и Запада, как стали трактовать его на Руси, а единение императорской и духовной власти. Герб Византии или Ромейской империи, с одной стороны продолжал традицию Римской империи, гербом которой служил одноглавый орел, символизировавший неограниченную императорскую власть, с другой видоизменял римскую традицию (орел, но не одноглавый, а двуглавый) в соответствии с византийской политической доктриной.

Приблизительно также понимали политику в средневековом мусульманском мире. Здесь халиф (наследственный или избранный) тоже объединял в себе религиозную и светскую власть, а главную задачу видел в соблюдении всеми правоверными заповедей пророка и законов шариата, противостояние раскольникам и сектантам, борьбу за расширение области ислама и укрепление халифата. При этом и в христианском и в мусульманском мире и в мирах других религий реальная политика далеко не всегда согласовывалась с божественной волей, с теми заповедями (например, «не убий», «возлюби ближнего своего» и т.д.), защищать которые она была призвана.

В то же время в средневековой Европе, где широкое распространение получили труды Аристотеля, других греческих и римских классиков античности понятие «политика» существовало и в греческой и в римской трактовке. В таком виде, то есть как общественные дела, проблемы, затрагивающие большинство граждан, как решение этих дел и проблем через государство понятие «политика» вошло во все европейские языки, а в Новое время распространилось по всему миру. С развитием государственных учреждений и усилением их влияния на все стороны жизни понятия «политика» все более дифференцируется на понятия «государственная политика», под которым стали понимать разнообразные и многочисленные взаимоотношения государства и личности, верхов и низов властной пирамиды, осуществление власти вообще, дела государственного управления, отношения с другими государствами и т.д. и «публичная политика», которая существует на стыке современного государства и гражданского общества и означает открытую, общественную, дискуссионную, гласную, даже полемичную политику.

В Новое время, начавшееся после открытия Америки и перемещения основных торговых путей в Атлантический и затем и Тихий океаны, политика выходит из-под контроля религии и действительно выделяется в самостоятельную область знания. Первым заявил о разделении политики и христианской морали Никколо Макиавелли. Учитывая, что мораль тогда носила религиозный характер, это означало, что реальная политика, в том числе и политическая теория, начала отделяться от церкви и теологии. Завершилось выделение политики в самостоятельную область знания в трудах реформаторов церкви (Мартина Лютера, Жана Кальвина, Ульриха Цвингли) и просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро и др.). Новая наука стремилась видеть человека не таким, каким ему подобает быть по слову божьему (так он ведет себя в церкви), а таким, каков он действительно есть в мирских делах, как он ведет себя в борьбе за власть и ее осуществление. И тогда оказывается, что политика это не только деяния правителей и, в первую очередь, войны, а, политика – это деяния народа под руководством правителей и, в первую очередь, обеспечение благополучия и процветания общества, политика – это не только внешняя экспансия, а постоянная, напряженная внутренняя борьба между представителями различных политических сил. Предметом своей «Истории Флоренции», Макиавелли объявил «деяния флорентийского народа» а главным содержанием политики - политику внутреннюю и, в первую очередь, - борьбу партий гвельфов и гибеллинов, Несмотря на выделение политики в самостоятельную область знания и деятельности, то есть выхода ее из-под влияния религии, влияние на политику иных, неполитических факторов никогда не отрицалось. Еще Аристотель утверждал, что «всякое государство – продукт естественного возникновения». Он же объяснял могущество Критской державы микенской эпохи выгодным географическим положением острова Крит и наличием мощного флота.

В Новое время и эпоху Индустриализма в связи с бурным развитием наук влияние экономических, социальных, этнических, психологических, географических и даже космических факторов на политику не только признается, но и тщательно изучается.

Признание ведущей мирной, а не военной политики не означало, что последняя утратила свой политический характер. Действительно, несмотря на то, что войны ведут армии, которыми командуют генералы, сами войны не являются перерывом или полным разрывом политического процесса. Ведь армия – часть государства и орудие его военной политики, а генералы, осуществляя руководство войсками, обязаны подчиняться политическому руководству страны. «Война есть не что иное, как продолжение политических отношений при вмешательстве иных средств» - отметил в начале XIX в. военный теоретик Карл Клаузевиц.

Понимание под политикой деяний всего народа не отрицало значения личности в политике и роли правящей элиты. В конце XIX в. в трудах Вильфредо Парето и Гаэтано Моска была исследована природа правящего класса, его роль в функционировании общества и его управлении. Парето и Моска утверждали, что народ в целом - достаточно инертная масса, что его активность, его культуру и его политику определяет сравнительно небольшая, но хорошо образованная и подготовленная к осуществлению определенной политики правящая элита. По этому поводу Парето отмечал: «Вера в то, что в наши дни правящему классу противостоит народ, является иллюзией. Ему противостоит формирующаяся будущая аристократия, опирающаяся на народ, а это совсем не одно и то же». По его теории состарившаяся элита, утратившая свои боевые качества и думающая только о собственном обогащении рано или поздно уступит свое место новой элите. Таким образом, история человеческого общества, по Парето, представляет собой «кладбище элит», а политика есть выражение воли и интересов правящей элиты. Моска признавал теорию круговорота элит, но при этом подчеркивал и роль отдельной личности в проведении той или иной политики: «Неотъемлемым качеством, присущим лидеру партии, основателю секты или религии, как, впрочем, и всякому «пастырю народов», который стремится заявить о себе и направить развитие общества сообразно своим взглядам, является способность внушать другим его собственные надежды и особенно вселять в них присущий ему энтузиазм, умение побуждать многих жить предписанной им определенной интеллектуальной и нравственной жизнью и приносить жертвы во имя целей, которые он замыслил».
Итак, в истории политической мысли постепенно сформировалось пусть несколько расплывчатое и не совсем определенное представление о политике как особой области человеческой деятельности по решению общественных дел с помощью государства, армии, полиции, других государственных и негосударственных (например, партии, политические или религиозные движения) структур.

Эти представления включали:

-политику аристократическую и охлократическую;
-политику олигархическую и демократическую;
-политику тираническую и деспотическую;
-политику республиканскую и имперскую;
-политику справедливую и несправедливую;
-политику внутреннюю и внешнюю;
-политику светскую и религиозную;
-политику мирную и военную;
-политику элитарную и народную;
-политику личностей и политику масс.

Как видим, ни в эпоху античности, ни в Средние века политика как практическая деятельность по управлению государством (неважно коллегиальная, осуществляемая выборной коллегией или единоличная, осуществляемая выборным диктатором, захватившим власть, тираном или царем, получившим власть по наследству) не отделялась от политической теории, как научной, абстрактной деятельности по осмыслению политической практики, по созданию политических идей и политических учений. Платон и Аристотель были убеждены, что править государством должны философы, как люди, глубже других познавшие науку, в частности науку управления полисом.

Вообще в истории политической мысли имели место три основных периода, давших три разных теоретических подхода к трактовке политики:

-религиозно-мифологический, когда политика трактовалась как проявление воли богов через деятельность правителей и управляемых. Характерными для этого периода являются представления Гомера. В «Илиаде» и «Одиссее» все дела сначала решают боги олимпийские, а затем правители, герои и простые люди действуют в соответствии с этими решениями;
-философско-этический, когда под политикой понималась, деятельность по реализации идеи общего блага и идеального государства. Деятельность законодателей по составлению конституций и исполнителей, управляющих государственными делами на основе этих законов, должна была соответствовать этой идее («правят законы, а не люди» - Платон);
-научно-рационалистический, когда началось выделение политической науки в самостоятельную отрасль знания.

Большинство современных теоретиков считают началом этого этапа труды Макиавелли.

2. Современные представления о политике

Современные политологи используют или учитывают все эти представления и подходы в своих теоретических построениях. В то же время понимание политики только как «того, что связано с государством» значительно сужает сферу политического. Сегодня в эту сферу мы не можем не включить многочисленные негосударственные институты: местное самоуправление, систему образования, союзы предпринимателей и профсоюзы, творческие союзы и научные ассоциации, институты семьи и брака и т.д. В международных отношениях важное значение для судеб мира имеет не только внешняя политика государств, но и политика межгосударственных объединений и союзов, международных негосударственных организаций, глобального, континентального, регионального уровня. Кроме государственного аппарата и профессиональных политиков в сферу политического сегодня включены средства массовой информации, политические партии и общественные организации, самые широкие массы, которые выражают свою волю на выборах, референдумах, демонстрациях, митингах, забастовках, других формах участия в политике. Особенно важным представлением в современной политике является понятие гражданского общества, как совокупности независимых и самодеятельных институтов и его взаимодействия с государством. Именно на стыке гражданского общества и государства, в довольно широкой области взаимодействия общественных организаций, политических партий, других групп интересов с государственными органами политика как общественная деятельность и общественный процесс и проявляет себя в большей степени как публичная политика (см. рис. 1).

Исходя их этих представлений, мы можем говорить о таких областях политики, как:

- государственная (официальная) политика;
-публичная политика;
-политика общественных организаций и политических партий (гражданская политика).

Публичная политика – это открытое и гласное обсуждение общественных проблем. В публичной политике участвуют профессиональные (публичные) политики, государственные чиновники, представители общественных организаций и политических партий, научное и экспертное сообщества, средства массовой информации. Публичная политика оказывает воздействие на официальную (государственную) политику, то есть на решение острых проблем, принятие важных решений волнующих общество.

Рис. 1. Области политики

  • Государство
  • Различные органы и уровни государственной власти
  • Государственная (официальная) политика
  • Средства массовой информации
  • Публичная политика
  • Научное и экспертное сообщества
  • Политика общественных организаций и политических партий
  • Общественные организации, политические партии, группы интересов
  • Гражданское общество

Современные политологи не имеют единого взгляда на сущность политического. Они определяют политику как:

-принуждение или порядок, поддерживаемый путем применения или угрозы применения насилия (М.Вебер);
-распределение полномочий и ресурсов: кто, что получает, когда и как (Г.Лассуэлл);
-завоевание и осуществление власти (М.Дюверже);
-властное распределение ценностей внутри общества (Д.Истон);
-процесс управления обществом (А.Ранни);
-процесс регулирования и предотвращения конфликтов и социальных взрывов (Д.Ниммо);
-борьба интересов, маскируемая под борьбу принципов (А.Бьерс);
-искусство государственного управления;
-публичный процесс;
-компромисс и консенсус;
-власть и распределение ресурсов (последние четыре – Э.Хейвуд);

П. Бурдье считает, что политика начинается там и тогда, где и когда существуют группы людей со своими групповыми интересами и, что самое главное, эти группы людей обладают свободой слова, организаций, собраний и т. д., то есть всем набором гражданских прав.

В этих определениях политологи подчеркивают разные стороны, проявления, признаки и качества одного и того же феномена. Из них видно, что политика связана с одной стороны с властью, принуждением, влиянием; с другой — с управлением, регулированием; с третьей — с борьбой интересов и распределением ценностей.

В современной политической теории существует огромное количество определений политики. Политологи их дифференцируют по группам:

-социологические и экономические дефиниции, которые определяют политику через борьбу социальных групп и такие общественные явления, как экономику и рынок, мораль, культуру, религию;
-стратификационные и правовые определения близко примыкают к социологическим и трактуют политику как соперничество классов и наций или групп интересов, выводят политику, государство из права и естественных прав человека;
-этические (нормативные, ценностные) трактовки понимают политику как деятельность, направленную на достижение общего блага;
-субстанциальные дефиниции нацелены на раскрытие первоосновы политики и определяют последнюю как действия, направленные на обретение, удержание и использование власти;
-институциональные и антропологические определения характеризуют политику как через организации, институты, в которых воплощается власть и, прежде всего через институт государства;
-конфликтно-консенсусные дефиниции определяют политику через соотношение борьбы и согласия в обществе;
-деятельностные, телеологические и системные трактовки определяют политику как вид человеческой активности по эффективному достижению коллективных целей, по управлению обществом, как систему имеющую цель и аппарат принятия решений.

Политика это такая область деятельности и подсистема общества, которая решает общественные проблемы, т.е. проблемы большого количества людей — социальных групп, слоев, классов, этносов, наций. Решение этих проблем осуществляется при помощи политических институтов, в совокупности представляющих собой определенное государственное устройство или, шире, политическую систему.

Таким образом, политика — это устройство и управление обществом различными методами, вплоть до насилия, это соотношение социальных сил и борьба за власть и ее осуществление.

Политика - это взаимоотношения больших групп людей, опосредованных государственными институтами управления.
Политика - это постановка целей и задач, определение правил политической игры, сочетание интересов общества и личности, установление и гарантия действия конституции и законов, защита страны и обеспечение прав человека, это решение глобальных международных, демографических и других проблем.
Политика - это проведение определенного курса.
Статическим оттиском, проекцией политики на общество является его государственное устройство, политическая организация, т.е. совокупность институтов власти и управления. Динамическим проявлением политики является политическая жизнь, понимаемая как совокупность всех политических процессов.

В английском языке существуют три термина обозначающие три ипостаси, три стороны политики: 1.policy ['polisi] — политика, линия поведения, политический курс; 2.роlity ['ро1iti] — политические институты, государственное устройство, государство; 3.роlitics ['роlitics] — политика, политические убеждения, политическая наука. Как видим, в англо-американской традиции принято различать политические установления, политику как форму; политический процесс, динамику политики; политику как теорию, науку, убеждения, т.е. внутреннее содержание политики.

3.Структура политики

Современная политика не только многообразна, но и многоуровнева.

Во-первых, политика естественным образом делится на реальную политическую жизнь, под которой понимаются реальная деятельность всех субъектов политики от политического руководства до рядовых граждан и политическую теорию, которая служит отражением реальных политических процессов и необходима для абстрагирования и теоретического осмысления реальной политики. С довольно большой степенью условности политическую жизнь можно назвать реальной политикой или реальным в политике, а политическую теорию – идеальной составляющей политики или идеальным, теоретическим в политике.

Во-вторых, по положению субъектов, осуществляющих реальную политическую деятельность во властной структуре общества, политика подразделяется на политику верхов или управляющих и политику низов или управляемых. Следует заметить, что как в первом и во втором, так и во всех последующих случаях разделение политики носит условный характер. Ведь для осуществления политики необходимы как верхи, так и низы общества. Как выразился Рональд Рейган, будучи президентом США, то есть осуществляя реальную политику и, одновременно, осмысливая ее, имея ввиду взаимодействие управляющих и управляемых в реальной политике: «танго танцуют вдвоем».

В-третьих, по степени взаимодействия власти и общества, степени вовлеченности рядовых граждан в политический процесс политику подразделяют на широкую и узкую. Проводя широкую, демократическую политику, отвечающую интересам широких масс, правительство опирается на большинство граждан. Когда политический режим утрачивает свою демократическую суть, его социальная база резко сужается и политика становится более узкой, отвечающей интересам немногих слоев общества. Если широкая политика опирается на свободу слова, массовое политическое участие и всячески поощряет реализацию гражданами своих прав и свобод, то узкая политика стремится к замалчиванию своих непопулярных решений, ограничению деятельности средств массовой информации, прав и свобод граждан и опирается в большей степени на силовые структуры.

В-четвертых, по положению на идеологической и политической оси политика может быть левой и правой. К левым идеологиям относятся анархизм, коммунизм, социализм, экологизм. Левая политика, как правило, упирает на социальную справедливость, развивает систему социальной защиты, общественные ценности, что часто ведет к бюджетному дефициту, апеллирует к международной солидарности трудящихся; правая политика больше задумывается над развитием производительной сферы, снижением налогов, наполнением государственного бюджета, национальным развитием, поддержанием политического статус кво.

В-пятых, современная политика делится на высокую и низкую. Под высокой политикой понимают деятельность государственных институтов по обеспечению внешней и внутренней безопасности, то есть созданию условий для выживания и развития нации. Это политика так называемых силовых структур: армии, службы безопасности, разведки, спецслужб. В президентских республиках этой политикой руководит лично президент. Низкой политикой условно называют социально-экономическую политику, которая включает развитие экономики, торговли, наполнение и расходование бюджета на социальные нужды населения. В президентских республиках за эту политику обычно отвечает перед президентом председатель правительства.

В-шестых, важную роль в современной политике играют взаимоотношения субкультур и этносов. Известно, что каждая субкультура играет свою роль в политической культуре страны, а все вместе они как бы наполняют кровью тело общей политики, придают ей не только разнообразие, но и определенный динамизм, Каждый этнос занимает свое место на политическом пространстве государства, составляя, таким образом, общую «кровь и почву» (выражение Фридриха Ратцеля) не только этнической, но и всей политики страны.

В-седьмых, в наше время политологи выделяют не только довольно устойчивые политические институты и постоянные, несменяемые субъекты политики, то есть статику политики, но и изменения, политический процесс, динамику политики: трансформацию политических институтов, транзиты политических систем и режимов, электоральную неустойчивость, то есть изменение поддержки политических партий избирателями, смену у кормила власти ведущих политиков и т.д.

В-восьмых, политика делится на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика обычно подразделяется на федеральную (в федеративных государствах) или национальную (в унитарных государствах), региональную, под которой понимается политика в регионах и для регионов, проводимой центральной властью данной страны и локальную, которая включает мероприятия местной власти и местного самоуправления. Внешняя политика также имеет глобальный или всемирный уровень, континентальный уровень (особенно он характерен для американского и африканского континентов, так как континент Евразия менее однороден и состоит из двух частей света и нескольких цивилизаций, а континент Австралия в политическом смысле абсолютно однороден и состоит из одного государства), региональный уровень (речь идет о регионах международной политики, таких, например как Юго-Восточная Азия, Восточная Европа, арабский мир, страны черной Африки и т.д.) и местный или локальный уровень международной политики, который определяет отношения двух или нескольких рядом расположенных стран.

Кроме того, по сферам охвата политика может подразделяться на: экономическую, социальную, культурную и др., которые, в свою очередь, дифференцируются на субсферы, более узкие области человеческой деятельности и приложения усилий. Например, экономическая политика включает такие субсферы, как финансовая политика, сырьевая политика, энергетическая политика, производственная политика, транспортная политика, торговая политика и другие виды политики в экономической сфере. Социальная политика включает политики в области образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, заработной платы и т.д. Культурная политика подразделяется на политику в области музейного дела, театра, литературы, музыки, кинематографии, спорта, развития и продвижения в мире языка и культурных достижений данной нации.

Современная политика может подразделяться по возрастным группам и возрастным проблемам людей. Уже сегодня существует молодежная политика, политика по отношению к детям и детству, политика по отношению к пожилым людям.

Если говорить не только о демографических, но и других социальных группах то следует выделить политику по отношению к государственным служащим, военнослужащим, инвалидам, жителям села, отдаленных территорий.
В многонациональных странах большое значение имеет национальная или этническая политика, защищающая интересы национальностей, малых этносов, коренных жителей.
Сегодня понятием политики пользуются предельно расширительно. В обществе можно услышать о политике в области товаров широкого потребления, продовольствия, детской одежды, моды, досуга и развлечений, туризма, отдыха и т.д.

4. Функции политики

Современная политика формировалась в процессе борьбы за власть, столкновений и согласования интересов различных социальных групп и была нацелена на сохранение единства и интеграцию общества, повышение эффективности государственных структур, выработку целей, для осуществления социальной стабильности и устойчивого развития. Функции политики, как одной из сфер общества, занимающее центральное ведущее положение в нем, вытекают из этого положения и той роли, которую она играет в социуме.

В современном обществе политика выполняет следующие общие функции:

-структурирование общества в группы интересов по политическим установкам, ориентациям, пристрастиям, системам идеалов и интересов;
-выражение этих систем идеалов и интересов через общественно-политические структуры, такие как политические партии, профсоюзы, союзы предпринимателей, лоббистские группы, общественные организации;
-согласование интересов самых различных социальных групп и общественно-политических группировок, нахождение консенсуса через систему выборов, референдумов, мероприятий различных политических сил;
-ламинаризация конфликтов, придание их протеканию более рационального и уравновешенного характера;
-корректировка политического процесса, придание всей общественно-политической жизни стабильности и предсказуемости;
-предложение обществу через государственные, общественно-политические, общественные структуры целей, проектов, программ развития и т.д.;
-создание через систему налогов и сборов государственного бюджета для решения проблем, стоящих перед обществом;
-обсуждение и принятие необходимых обществу разумных законов;
-распределение и перераспределение общественных благ, социальная защита населения;
-управление через бюджетные средства социально-экономическим развитием общества, корректировка экономических, социальных, культурных процессов;
-обеспечение суверенитета и территориальной целостности, конституционного устройства и интеграции общества;
-политическая социализация членов общества, приобщение их к политическим идеалам и интересам как отдельных социальных групп, так и общества в целом;
-обеспечение политической коммуникации между конфликтующими группами, между гражданским обществом и государством, между государством и личностью.
Частные функции политики формируются при взаимодействии политической сферы с другими сферами общества: с экономической, социальной, культурной, а также с субсферами: демографической, этнической, религиозной, субсферами спорта, туризма, развлечений и т.д.

Общие и частные функции политики составляют определенную систему, которая не является чем-то наперед заданным и застывшим. Система функций политики обладает определенной текучестью. Отдельные функции могут видоизменяться в зависимости от положения общества (экономический цикл, переживаемый социумом, состояние войны или мира, геополитический статус и др.), характера его режима и структуры политической системы состояния общественного мнения, политических, социальных, культурных процессов, протекающих

 

 

 

 

 

 

 

© Гуманитарный факультет ГУАП, 2009-2017
        Яндекс.Метрика