На главную GUAP.RU Контактная информация Поиск по сайту О сайте 中文 Versión Española La version française Deutsche Version English Version Русская версия
Гуманитарный факультет ГУАП
Искусство и литература

Программа дисциплины «Искусство и литература» соответствует государственному образовательному стандарту по специальности 350700 «Реклама». Квалификация – специалист по рекламе.

Разделы дисциплины

1. Основные категории курса. Классификация искусств. Искусство и средства массовой коммуникации.

2. Первобытное синкретическое искусство.

3. Искусство и литература Древнего Востока.

4. Искусство и литература античного мира.

5. Искусство и литература средневековья (Европа, индо-буддийский, китайско-конфуцианский, арабо-исламский Восток, Византия и Русь).

6. Искусство и литература эпохи Возрождения.

7. Искусство и литература XVII – XIX вв. (Запад и Россия).

8. Искусство и литература XX в. (Россия и Запад).

9. Взаимодействие художественных культур Запада и Востока.

1. Цели и задачи дисциплины.

Цель курса - ознакомление студентов с методологическими основами, базовыми категориями и фундаментальными проблемами теоретического искусствознания и историческими формами и стилями в искусстве, дающими возможность заложить базовый инструментарий и фундамент культурной и профессиональной компетентности специалиста в области рекламы.
Изучение курса «Искусство и литература» предполагает решение следующих задач:
• Заложить теоретико-методологическую и историческую базу, которая послужит фундаментом для осмысления прикладных и специальных дисциплин.
• Сформировать тезаурус современного специалиста по рекламе.
• Развить творческие способности студентов и умения применять полученные знания на практике.
• Приобщить студентов к ценностям мирового и отечественного искусства и литературы.
• Способствовать дальнейшей инкультурации личности.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения курса студенты должны знать:
- содержание основных концептов искусствознания;
- понятийный аппарат дисциплины;
- основные подходы и направления в теоретическом искусствознании;
- исторические формы, стили, жанры, виды искусства и литературы;
- взаимосвязь массового и элитарного искусства в современной культуре;
- взаимодействие западной и восточной художественной культуры.
Уметь:
- владеть методами искусствоведческого исследования;
- использовать полученные знания в дальнейшей учебной и научно-исследовательской и профессиональной деятельности;
- понимать проблематику и специфику современного искусствознания;
- разбираться в широком спектре стилей, жанров, видов искусства и литературы и в своеобразии собственной художественной традиции.

4.2. Содержание разделов дисциплины.

1. Основные категории курса. Классификация искусств. Искусство и средства массовой коммуникации. Искусство как феномен культуры. Анализ полифункциональности искусства. Рассмотрение специфики категорий «художественный образ», «художественное восприятие», «художественное творчество», «стиль», «жанр». Проблемы психологии и визуального восприятия искусства. Пространственные (пластические) искусства: архитектонические и изобразительные виды искусства. Временные искусства. Словесные искусства. Роды (виды) литературы, их специфика. Слово и образ. Стили и жанры литературного творчества. Синтетические и прикладные словесные искусства. Музыка: язык музыки, стили, жанры. Пространственно-временные искусства. Искусство и средства массовой коммуникации. Средства массовой коммуникации как феномен современной массовой культуры. Анализ современной массовой культуры.
2. Первобытное синкретическое искусство. Мифы народов мира и теория изобразительных символов (архетипов) в архаических культурах. Теории происхождения искусства. Специфика первобытного мышления. Происхождение и ранние формы религиозных верований, их отражение в первобытном искусстве. Периодизация и эволюция первобытного искусства.
3. Искусство и литература Древнего Востока. Искусство и литература Древней Месопотамии и Персии, Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая.
4. Искусство и литература античного мира. Инвариантные характеристики классической античной культуры. Трагизм античной культуры в противоборстве «аполлонического» и «дионисийского» начала (Ф. Ницше). Калокагатия как принцип античного художественного сознания. Разработка основных эстетических категорий в древнегреческой философии. Теория катарсиса. Понятие энтелехии и механизмы художественного творчества. Мусические искусства. Роль мифологии, отражение ее сюжетов и образов в искусстве и литературе. Искусство и литература древнегреческой цивилизации: светская и храмовая архитектура; эпос (Гомер, Гесиод), лирика (элегии, ямбическая лирика и ее связь с культом Деметры, сольная и хоровая мелика) и драма (комедия и комедия); происхождение театрального искусства (культ Диониса); музыка (лира, кифара (Аполлон) и аулос (Дионис) как основные музыкальные инструменты, кифаристика и орфизм, теория музыки Пифагора, роль хора в трагедии и комедии).
Искусство и литература Древнего Рима: особенности римской культуры и системы ценностей; влияние греческой и этрусской культуры на складывание древнеримских традиций; Рим как «Город и Вселенная»; римский скульптурный портрет; архитектура ; театр и драматургия; сатурнический жанр в литературе; «золотой век» Августа в римском искусстве (Вергилий, Гораций, Тибулл, Овидий, Тит Ливий, Витрувий); синкретизм имперской религии; фаюмский портрет (энкаустика); литература (исторический, биографический жанр, лирика, сатира и др.); зарождение христианства и формирование христианских канонов в римском искусстве.
5. Искусство и литература средневековья (Европа, индо-буддийский, китайско-конфуцианский, арабо-исламский Восток, Византия и Русь). Искусство и литература европейского средневековья (V – XV вв.). Истоки европейской цивилизации. Сложный характер европейской средневековой культуры (официальный религиозный, рыцарский, народный (фольклорный), бюргерский компоненты). Средневековая картина мира. Искусство варварских государств дороманского периода (V – X вв.). «Каролингское возрождение» и «Оттоново возрождение» (Х в.). Феодально-рыцарская культура и литература (рыцарский роман, поэзия трубадуров, труверов, миннезингеров). Рыцарская (куртуазная) этика. Смеховая карнавальная народная и городская культура. Поэзия вагантов. Городская сатирическая литература: стихотворная новелла (фаблио, шваки), городской роман, пародирующий рыцарский «высокий» стиль. Народные праздничные обряды. Представления жонглеров, школяров. Музыкально-сценические представления. Литургические драмы. Рождественская и пасхальная драмы. Основные направления в развитии средневекового городского театра (XII – XIII вв.). Христианское искусство. Структура христианского собора, его полифункциональность и символика. Романский стиль в искусстве средневековой Европы (X – XII вв.). Средневековые города. Готический стиль в искусстве средневековой Европы (XIII – XV вв.): мастера, синтез искусств, изменение образа Бога и Богоматери, символика. Искусство и литература средневековой (немусульманской) Индии (VII – XIX вв.). Вытеснение буддизма индуистской религией. Складывание в северной Индии и Тибете мистической традиции Ваджраяны (буддийский тантризм) и ее отражение в искусстве (храмы, мандалы, иконография, мантры, тантрическая литература). Индуистская мистическая философия бхакти и ее влияние на тамильскую поэзию. Расцвет классической санскритской литературы: поэмы Джаядэвы, Видьяпати, Чондидаша, Сурдаса. Дидактическая тамильская поэзия («Тирукурал»). «Музыкальный» характер индийской литературы. Индийский средневековый театр и классическая драма (Вишакхадатта, Харша, Бхавабхути).

Искусство и литература средневекового Китая (III – нач. XX в.) и Японии (VI – сер. XIX в.). Китай. Распространение буддизма в Китае: буддийский канон в искусстве, храмы, живопись, скульптура, литература. Пагоды и ансамбли пещерных монастырей. Светская аристократическая культура: живопись (на шелке, рисовой бумаге), искусство каллиграфии, поэзия, проза, музыка. Даосская литература «о чудесах», бессмертии (Гань Бао «Записки о поисках духов», IV в. и др.). Расцвет китайского средневекового искусства в эпоху династий Тан (нач. VII - нач. X в.) и Сун (сер. X - кон. XIII в.). Эстетика чань-буддизма. Сунский Китай: чаньская живопись (Го Си, Ми Фу, Лян Кай и др.), поэтический пейзаж (Су Ши), жанр новеллы («Высокие суждения у зеленых дворцовых ворот» и др.), «музыка» человеческих чувств в сунской поэзии (Лу Ю). Маньчжурское завоевание Китая, династия Юань (XIII – XIV вв.). «Живопись ученых» (Ни Цань, Ван Мэн, У Чжэнь и др.). Появление китайской классической оперы («юаньской драмы»). Знаменитые юаньские драмы (Мао Чжиюань «Осень в ханьском дворце», Цзи Цзюньсян «Сирота из Чжао» и др.). Реставрация китайской императорской династии Мин (XIV – XVII вв.): «Запретный город» императора в Пекине, монументальные погребальные сооружения Минов, садово-парковая архитектура, Академия живописи, консервативные тенденции в искусстве. Последняя манчужрская династия Цин (XVII – нач. XX в.). «Закрытие» страны. Воспроизведение классических канонов в искусстве (архитектура, изобразительное искусство, литература, театр).

Япония. Влияние китайских традиций на складывание японской культуры и ее специфика (оригинальные эстетические идеи). Синто-буддийско-конфуцианско-даосский синкретизм в религии. Дзэн (чань)-буддизм и его влияние на японскую эстетику. Дзэн в бусидо (этика самурайства), поэзии (танка, хокку), архитектуре (стиль «сёин»), живописи (суйбокуга), икэбане, театральном искусстве (театр Но), чайной церемонии (тя-но ю), искусстве сада.

Искусство и литература арабо-исламского средневековья (VII – XIX вв.). Арабо-исламский тип культуры. Символизм исламского искусства. Искусство Ближнего Востока (Египет, Сирия, Палестина, Аравия, Ирак). Развитие литературы (рыцарские романы, сказки, лирика), декоративно-прикладного искусства. Искусство Среднего Востока (Иран, Средняя Азия). Иран: персидская литература (О. Хайям, Саади, Хафиз и др.), культовая и светская архитектура, книжная миниатюра, портретная живопись (Реза Аббаси), ковроделие. Средняя Азия: поэзия (Рудаки, Дакики, Фирдоуси), музыкальная культура, культовая и светская архитектура, усыпальница Тимура (Гур-Эмир) в Самарканде, декоративно-прикладное искусство, ткачество и ковроделие. Мавританская (мусульманская) Испания: города, архитектура, литература (Ибн Хазм). Дворцовый комплекс Альгамбра. Мусульманская Индия (Делийский султанат, империя Великих Моголов). Мавзолей Тадж-Махал в Агре.

Византийское искусство и литература (V – XV вв.). Художественные каноны искусства Византии. Символика цвета и света в православной эстетике. Противостояние представителей иконоборчества и иконопочитания в византийской культуре. И. Дамаскин. Исихазм в искусстве (творческие методы, Фаворский свет). Соединение античного (эллинистического), христианско-православного и народного (фольклор) элемента в художественной культуре Византии. Появление новых жанров: церковная поэзия (гимнография), житийный, исторический жанр, роман, куртуазная лирика, новелла. Изобразительное искусство и архитектура. Иконографический канон. Византийская икона «Владимирская Богоматерь». Мозаики и фрески. Всплеск гуманистических тенденций («Палеологовское возрождение») в византийской живописи на рубеже XIII – XIV вв. (мозаики и фрески монастыря Хоры и др.). Крестово-купольный тип православной церкви. Музыкальная культура Византии. Арабское влияние. Афонский монастырь. Влияние византийских традиций на искусство Древней Руси и итальянский Предренессанс.

Искусство и литература Древней Руси (V – XVII вв.). Особенности религии, мифологии, художественной культуры восточных славян. Язычество и православие как слагаемые художественной системы Древней Руси. Византийско-русский диалог как один из важнейших факторов русской культуры. Искусство Киевской Руси (IX – нач. XII в.). Принятие христианства на Руси. Первые храмы. Стиль «монументального историзма» в киевской архитектуре. Светское зодчество. Изобразительное искусство Киевской Руси (фрески, мозаики, иконы). Византийский канон и его преодоление (образы Христа, Богоматери, праотцов, святителей и т. д.). Алимпий – иконописец Киево-Печерского монастыря. Книжная миниатюра. Декоративно-прикладное искусство (скань, зернь, чернь, финифть). Деревянная скульптура и резьба, вышивка (народные языческие традиции). Литература Киевской Руси: «Слово о законе и благодати» Иллариона, «Память и похвала Владимира» Иакова, «Сказание о Борисе и Глебе», «Повесть временных лет», «Поучение детям» Владимира Мономаха и др. Фольклор (былины, песни, сказки). Музыка и народный театр и музыка. Искусство Руси периода феодальной раздробленности, монголо-татарского ига и начала объединения русских земель (нач. XII – нач. XV в.). Домонгольский период (нач. XII – нач. XIII в.). Литература («Слово о полку Игореве», «Слово о погибели русской земли», «Задонщина»). «Придворно-княжеский» стиль в древнерусской архитектуре (одноглавые церкви). Стили древнерусской живописи. Складывание различных локальных художественных традиций: Новгород-Псковская земля, Владимир-Суздальское, Киевское княжество, западные земли (Смоленск, Полоцк, Чернигов, Галицко-Волынская земля). Монголо-татарское нашествие и его последствия для русской культуры. Русское Предвозрождение (XV – нач. XVI в.). Живопись (Ф. Грек и А. Рублев). Светское и храмовое зодчество. Архитектура Московского Кремля. Структура и семантика русского высокого иконостаса. Русский «маньеризм» (Дионисий). Деревянная скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Москва – «Третий Рим» (Филофей). Литература (летописи, публицистика, «Хождение за три моря» Афанасия Никитина). Начало книгопечатания на Руси. Северное монашество (традиции Кирилла Белозерского и Нила Сорского) и исихазм в русской музыке. Русское искусство XVI в. – «модификация Предвозрождения» или «второй (модифицированный) монументализм» (Г.К. Вагнер): архитектура, фреска, иконопись, книжная миниатюра, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Литература (публицистика, Лицевой свод, «Степенная книга», «Великие Четьи-Минеи», Лицевой свод, «Домострой», «Повесть о Петре и Февронии»). Русское искусство XVII в. – нарастание светских тенденций (обмирщение) и проникновение западноевропейских элементов. Церковный раскол и его влияние на русскую художественную культуру. Светская и храмовая архитектура. «Нарышкинское (московское) барокко». Новые тенденции в живописи. «Годуновский» и «строгановский» стиль в живописи рубежа XVI – XVII в. Первые парсуны (С. Ушаков, И. Владимиров). Графика. Скульптура. Декоративно-прикладное искусство. Русское Просвещение XVII в. (Славяно-греко-латинская академия). Литература: повести, публицистика, жития, переводная книга, старообрядческая литература, появление и развитие поэзии. Зарождение русского придворного театра («Комедийная хоромина» Алексея Михайловича) и драматургии.

6. Искусство и литература эпохи Возрождения. Ренессансный тип культуры. Искусство Предренессанса в Италии (XIII – XIV вв.). Литература. Творчество Данте Алигьери. Первый гуманист – Франческо Петрарка. Жанр реалистического рассказа (новелла) и концепция «нового человека» в творчестве Дж. Боккаччо. Предренессансные тенденции в зодчестве и изобразительном искусстве. Музыкальные жанры - месса, мотет, мадригал. Ранний Ренессанс в итальянском искусстве (XV в.). Гуманизм XV в. (Леонардо Бруни, Лоренцо Вала и др.). «Титанический» характер творчества Леон-Батиста Альберти. Деятельность Платоновской академии во Флоренции (Марсилио Фичино, Медичи, С. Боттичелли, А. Полициано и др.). Идея центрического храма в творчестве Ф. Брунеллески. Архитектура кватроченто: новые типы светских сооружений (палаццо и вилла). Воплощение идеалов героической личности в творчестве основоположника ренессансной скульптуры Донателло. Реформатор живописи Мазаччо (тема человека достойного). Спиритуализм, неоплатонизм, готизирующие тенденции в живописи Сандро Боттичелли. Дж. Савонарола. Народный и придворный театр. Искусство Высокого («классического») Возрождения в Италии (нач. XVI в.). Перемещение центра культурной жизни из Флоренции в Рим. Гуманизм Пико делла Мирандолы («Речь о достоинстве человека»). Титаны Возрождения: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти. Давид Микеланджело – символ свободы и независимости Италии. Идеальный образ центрического храма (Донато Браманте). Собор Св. Петра в Риме. Два направления в венецианской школе живописи. Позднее Возрождение в Италии (XVI – XVII вв.). Кризисность мировоззрения. Итальянские маньеристы. Микеланджело – создатель стиля барокко. Римская музыкальная школа. Палестрина. Лютневая музыка. Венецианская музыкальная школа.

Проблема «неитальянских» Ренессансов. Протестантизм, идеи обмирщения искусства. Протестантский хорал. Искусство и литература Северного Возрождения (Нидерланды, Германия, Франция, Англия). Возрождение в Нидерландах: живопись Яна ван Эйка, И. Босха, Брейгеля «Нидерландские пословицы». Карнавальные сюжеты в литературе (Г. Сакс, С. Брандт). Творчество А. Дюрера. Английское литературное Возрождение. Основные периоды творчества У. Шекспира.
7. Искусство и литература XVII – XIX вв. (Запад и Россия). Научная революция. Изменения картины мира. Драматизм мироощущения. Стиль барокко: эстетика и особенности. Итальянское барокко: пластика, зодчество (Л. Бернини, Д. Фонтана, К. Мадерна, Ф. Боромини, Д. делла Порта); живопись (П. да Кортона, А. Поццо). Возникновение оперы. Оперные формы (речитатив и ариозо). К. Монтеверди. Фламандское барокко (живопись): П. Рубенс, А. Ван Дейк, Я. Йорданс, Д. Тернис, Ф. Снейдерс. Голландское барокко: голландский бюргерский стиль в зодчестве (влияние на раннюю архитектуру Петербурга), живопись «малых голландцев» (Г. Терборх, Я. Порселис, Г. Метсю и др.). Творчество Рембрандта (из собраний Эрмитажа). Барокко и классицизм во Франции: ансамбль Версальского дворца. Интерьерный «стиль Людовика XV» - рококо (рокайль). Шинуазри (китайщина), сенжери. Живописцы рококо (А. Ватто, Ф. Буше, О. Фрагонар и др.). Жанр «пасторали» в живописи. Литература рококо (романы Р. де ла Бретона, Ш. де Лакло).

Строительство Санкт-Петербурга (Ж.-Б. Леблон, П.М. Еропкин). Петровское барокко. Русское барокко в архитектуре сер. XVIII в. Архитектура Петербурга, Петергофа, Царского села. Московская архитектурная школа Д.В. Ухтомского. Елизаветинское рококо.

Барокко в музыке и театральном искусстве. Оперные театры. Организация оперных представлений. Фуга как жанр и форма, ее строение. Жанр прелюдии и фантазии. Творчество Г. Генделя (опера, оратория) и И.С. Баха (кантата, пассион, месса). Орган и его история. Придворные праздники Версаля и их музыкальное оформление. Танцевальные сюиты. Дворцовый и музыкальный «этикет» (галантный стиль). Французская придворная опера (Ж.Б. Люлли и Ж.Ф. Рамо). Английская придворная опера. Стиль рококо в музыке.

Классицизм. Живопись (Н. Пуссен), регулярный французский тип парка (парки Версаля и Петергофа). Эпоха и эстетика Просвещения. Неоклассицизм в искусстве 2 пол. XVIII в.: Малый Трианон в Версале (Ж.-А. Габриэль), «стиль Людовика XVI». Живопись неоклассицизма (слияние с сентиментализмом, академизмом): А. Канова (Италия), «стиль Георга III» (Англия) и др. Философия и литература эпохи Просвещения (ХVIII век): Дидро, Руссо, Вольтер, раннее творчество Гёте. «Фауст» Гете как грандиозный синтез европейской духовной культуры Нового времени. Классицизм в музыке и театре. Венская классическая школа: Ф. Гайдн, А. Моцарт, Л. ван Бетховен. «Правило трех единств» в эстетике драматургии классицизма. Классицистическая трагедия и комедия: Корнель, Расин, Мольер. Искусство эпохи Великой французской революции (кон. XVIII в.). «Революционный классицизм» (Ж.-Л. Давид). «Свобода, равенство, братство» в героических симфониях Бетховена. Девятая симфония Бетховена. Возникновение балета как самостоятельного жанра.

Классицизм в русском искусстве 2 пол. XVIII в. Архитектура Петербурга и загородных дворцовых ансамблей. Рококо-шинуазри в России: Китайский дворец в Ораниенбауме (А. Ринальди). Московский классицизм – творчество В.И. Баженова, М.Ф. Казакова. Классицизм в скульптуре: Ф.И. Шубин, Э.-М. Фальконе, И.П. Мартос, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский. Классицизм в живописи: исторический жанр (А.П. Лосенко, П.И. Соколов). Русский портрет 2 пол. XVIII в. (Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий). Пейзажи С.Ф. Щедрина, Ф. Алексеева. Бытовой жанр (М. Шибанов, И.А. Ерменев). Гравюра. Русское просвещение. Литература (Д. Фонвизин, А. Радищев, Н. Карамзин). Расцвет русской музыкальной культуры в екатерининскую эпоху. «Итальянская» опера Бортнянского. Крепостной и придворный театр. Музей Эрмитаж.

Европейское и русское искусство рубежа XVIII – XIX в. Ампир (поздний классицизм, «наполеоновский стиль»): космополитизм, парадность, сочетание элементов древнеримского и древнеегипетского искусства. Ж.-Л. Давид. Русский ампир: в архитектуре (А.Н. Воронихин, Тома де Томон, А.Д. Захаров, К.И. Росси, В.П. Стасов, О. Монферран, О.И. Бове, Д. Жилярди, А.Г. Григорьев), скульптуре (Б.И. Орловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Мартос, С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский).

Романтизм. Причины возникновения романтического мироощущения в искусстве и эстетике. Воплощение идеи универсальной личности в художественном творчестве и теории искусства. Пантеизм и мистицизм романтизма. Соединение национальных мотивов, античной архаики и восточной экзотики в романтической философии и искусстве. Романтизм в литературе: Новалис, Э. Гофман, М. Шелли, Дж. Байрон, А. Мицкевич, Г. Гейне, Ж. Санд, В. Гюго. Русский романтизм (В. Жуковский, А. Бестужев-Марлинский, М. Загоскин, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов). Романтизм в живописи: Т. Жерико, Э. Делакруа, прерафаэлиты, Дж. Рёскин, У. Моррис. Русский романтизм О.А. Кипренский, В.А. Тропинин, К.П. Брюллов. Романтизм в архитектуре: К.-Ф. Шинкель, К.Д. Фридрих, К. Карус, К. Пешель, Ф.О. Рунге. Русский романтизм (Павловский дворцово-парковый ансамбль, Михайловский замок в Петербурге). Романтизм в музыке. Мифология в творчестве Р. Вагнера.

Реализм. Эстетика и народность реализма. Реалистическое направление в итальянской живописи XVII в. (М.М. да Караваджо). Реализм в голландской живописи XVII в. (Рембрандт и др.). Испанские реалисты XVII – XVIII в.: Д. Веласкес, Ф. Гойя. Французские живописцы реальности XVIII в. (Жак Калло, Луи Ленен). Реализм в литературе XIX в.: У. Теккерей, О. де Бальзак, Г. Флобер, Э. Золя, М. Твен. Достижения норвежской реалистической драмы в творчестве Г. Ибсена. Русская литература XIX в. (от романтизма к реализму): А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, И. Гончаров, Н. Некрасов, И. Тургенев, Ф. Достоевский, А. Островский, Л. Толстой. Реалистическая гравюра (Ф. Гойя). Реализм в живописи XIX в. («барбизонская школа», Г. Курбе, Ж. Милле, О. Домье, А. Венецианов, П. Федотов, «передвижники»). Музыка («Могучая кучка», П.И. Чайковский). Амбрамцевский кружок С. Мамонтова (от реализма к модерну). Реалистический русский театр сер. XIX в. (А.Н.Островский и его «пьесы жизни»). М.С. Щепкин и Малый театр. М.И. Глинка и рождение русской национальной оперы.

Эклектика в европейской и русской архитектуре сер. - 2 пол. XIX в. «Архитектура выбора», новые приемы и формы. Русская эклектика (застройка Петербурга, Москвы).

Символизм как новое мироощущение. Эстетика символизма. Понятие символа в литературной теории. Литература символизма: С. Малларме, Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо, Г. де Мопассан, А. Белый, В. Брюсов, Д. Мережковский, З. Гиппиус. Символизм в живописи: П. Пюви де Шаванн, Г. Моро, О. Редон, группа «Наби» (М. Дени, Э. Вюйар, Д. Энсор). Театр (М. Метерлинк). Музыка символизма (С.В. Рахманинов).

Импрессионизм и постимпрессионизм. Эстетическая программа и художественный язык импрессионизма. Творчество Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, К. Писсаро, А. Сислея, Э. Дега, Б. Моризо, О. Родена. Русские импрессионисты-символисты (М. Врубель, К. Коровин, В. Борисов-Мусатов, М. Серов). Постимпрессионизм (А. де Тулуз-Лотрек, В. Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген). Импрессионизм в музыке: К. Дебюсси и М. Равель.
8. Искусство и литература XX в. (Россия и Запад). Рубеж XIX – XX в. Модерн как антиэклектическое движение: художественный язык, синтез искусств, взаимодействие Запада и Востока, иррационализм и рационализм, национальные традиции (неоромантизм), неоклассика. «Серебряный век» в русском искусстве: философия (В. Соловьев, П. Флоренский, Н. Бердяев, «евразийство» и др.), литература (журналы «Новый путь», «Весы», объединения акмеистов, символистов, футуристов и т. д.), живопись («Мир искусства», «Союз русских художников», «Голубая роза», «Бубновый валет», «Союз молодежи» и др.), музыка («Вечера современной музыки»). Революция в моде (К. Шанель). Атмосфера декаданса. Стиль модерн в рекламной графике начала ХХ века. Распадение целостного образа в искусстве. Рубеж XIX – XX в.: открытие Русского музея в Петербурге, Третьяковской галереи в Москве.

Русский театр кон. XIX в. – нач. ХХ в. Малый театр. Александринский театр и его актеры. Драматургия Л.Н. Толстого. МХТ. Формирование «Системы Станиславского». Михаил Чехов, Е.Б. Вахтангов. Режиссерская деятельность В.Э. Мейерхольда. «Товарищество новой драмы». Театр В.Ф. Комиссаржевской. Концепции театра будущего: мистериальный театр, теория «соборного действа» Вяч.И. Иванова, «театр одной воли» Ф.К. Сологуба. А.А. Блок и его лирические драмы. Исторические пьесы Д.С. Мережковского. «Мировая мистерия» А.Н. Скрябина. Н.Н. Евреинов – драматург, режиссер и философ театра. Спектакли «Старинного театра» и «Кривого зеркала». Утопические теории «театра для себя» и «театротерапии». Деятельность С.П. Дягилева. Балетные постановки М.М. Фокина. А. Павлова, В. Нижинский, Т. Карсавина. Сценография А.Н. Бенуа и художников «Мира искусства». Начало режиссерской деятельности Таирова. «Свободный театр». Создание Камерного театра и его первые спектакли. Балет И.Ф. Стравинского и С.С. Прокофьева. «Языческая» и «урбанистическая» ориентация балета. Обряд и миф в современной интерпретации.

Европейский театр нач. – сер. ХХ в. Драматургия О. Уайльда, М. Метерлинка, Г. Гауптмана, Б. Шоу, А. Стриндберга, Л. Пиранделло. Режиссерские искания М. Рейнгардта и Г. Крега. Б. Брехт и «эпическая драма». «Интеллектуальная драма» французских экзистенциалистов. А. Арто и его «театр жестокости». Абсурдизм: Э. Ионеско, С. Беккет. Д. Стреллер, И. Бергман, Е. Гротовский, П. Штайн. Перформанс, боди-арт, хеппенинг. Мюзикл и рок-опера. М. Бежар и балетный театр.

Отрицание традиций предшествующего искусства, углубление форм художественной опосредованности в искусстве модернизма (авангарда). Экспрессионизм в музыке. Нововенская школа: А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн. Сюжеты и средства воплощения. Эстетика ужаса. Какофония и изобретение додекафонии. Серийные и сериальные произведения А. Веберна. Атональность. Возрождение полифонии. Магический квадрат. Образ Смерти. Неоклассицизм и стилизация («Пульчинелла» И.Ф. Стравинского). Неопримитивизм (Карл Орф). Роль ударных и символика ритма. Примитивизм в гармонии и мелодии. Дефункциональность. Экзистенциализм. П. Хиндемит (связь с американским философским экзистенциализмом). Образ гармонии мира в творчестве П. Хиндемита. «Игра в бисер» Г. Гессе и «Игра тональностями» П. Хиндемита. Джаз и блюз. Авангардная живопись (модернизм). Антиэстетика авангарда. Фовизм (А. Дерен, А. Манген и др.). Экспрессионизм (группы «Мост», «Синий всадник»). Творчество А. Матисса. П. Пикассо и кубизм (Ж. Брак, А. Глез, Х. Грис, Ф. Леже, М. Дюшан, А. Лоран и др.). Футуризм (Ф.Т. Маринетти, Л. Руссоло, У. Боччони, Д. Балла, Д. Северини). Абстракционизм (П. Мондриан, В. Кандинский, К. Малевич, Р. Делоне, Ф. Клайн). Идеи «супрематизма» К. Малевича, «духовности искусства» В.В. Кандинского. Дадаизм и сюрреализм (М. Дюшан, Г. Арп, Ж. Миро, И. Танги, Р. Магритт, М. Эрнст, М. Оппенгейм, С. Дали). «Новая вещественность» и риджионализм (А. Канольдт, К. Гросберг, Г. Вуд, Т.Х. Бентон).

Тоталитаризм и искусство. Советское искусство (1917 – 1941). Репрессивные компании. Цензура. Образ нового человека. Образ вождя. Архитектура (К.С. Мельников, В. Грабарь и др.). Живопись (А. Остроумова-Лебедева, К. Петров-Водкин, А.А. Денейка, М.С. Сарьян, А.В. Лентулов, Е.А. Кибрик). Скульптура (В. Мухина, А.Т. Матвеев и др.). Литература (М. Горький, В. Маяковский, С. Маршак, М. Шагинян, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.). «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского и постановка А.Я. Таирова. Оперы Д.Д. Шостаковича. Идеологические кампании и репрессии. Актеры МХАТа и Малого театра. А.Д. Попов. Н.П. Охлопков. Ю.А. Завадский. Н.П. Акимов. Оперы и балеты С.С.Прокофьева. Советское искусство (1941 – 1945). Плакатное искусство («Окна ТАСС», Кукрыниксы). Фронтовой театр. Музыка. Творчество Д.Д. Шостаковича. Скульптура (В. Мухина, Е. Вучетич, С. Лебедева). Литература (А. Твардовский, К. Симонов и др.). Советское искусство (сер. 40-х – кон. 50-х гг. ХХ в.). Живопись (Т. Яблонская, С.А. Чуйков, В. Тетерин и др.). Литература (М. Шолохов). Советское искусство (60 – 80-х гг. ХХ в.). Живопись (Е. Моисеенко, Н. Андронов, Л.Н. Кириллова, В. Савицкий). Творчество И. Бродского. Скульптура (М.К. Аникушин и др.). Разгон выставки в «Манеже». Диссидентское движение («Самиздат», «Тамиздат»). Создание театра «Современник». Г.А.Товстоногова и БДТ. Ю.П. Любимов и его «Таганка». А.В. Эфрос. Б.А. Покровский и оперный театр. Балеты Ю.Н. Григоровича. Анатолий Васильев и Лев Додин.

Влияние картины мира XX века на становление нового типа художественного видения. Изменение критериев художественности и проблема художественного контакта. Дискуссии о качестве образного строя искусства и критика катартической природы художественного творчества. Ирония, игровое начало, цитатность, культ аутентичности в искусстве постмодернизма. Постмодернизм – искусство или антиискусство (инфернальность, инверсия, тема «низа» и «безобразного», порнографичность, антителесность, антиязык). Поп-арт, оп-арт, кинетическое искусство (Р. Гамильтон, Р. Раушенберг, К. Ольденбург, Э. Уорхол, В. Вазарели, Х. Ле Парк). Гиперреализм (Р. Эстес, Д. Эдди, Д. Хэнсон, Й. Бойс). Концептуализм в живописи (И. Кабаков, В. Пивоваров и др.). «Поток сознания» в романах У. Фолкнера. Творчество Г. Г. Маркеса. Постмодернизм в современной литературе: П. Зюскинд, П. Акройд, Дж. Барнс и др. Современные философские романы-притчи Дж. Фаулза. Приемы стилизации и мистификации, их роль в постмодернистской прозе. Русская литература постмодерна (В. Сорокин, В. Пелевин и др.). Судьбы и перспективы современного искусства.

9. Взаимодействие художественных культур Запада и Востока. Восточный и западный тип культуры. «Восток» и «Запад» – два полюса всемирной культуры, ставшие символами противоположных путей духовного развития человечества. Теории взаимодействия культур Запада и Востока: преемственность типов и формы межкультурного воздействия Н.Я. Данилевского; идея культурных «заимствований» и понятие «псевдоморфоза» О. Шпенглера; теория «вызова-ответа» А. Тойнби; концепция дополнительности (комплементарности) культур (Г. Гессе, К. Юнг, К. Ясперс, Т.П. Григорьева). Типы межкультурных взаимодействий (аккультурация, ассимиляция, контакт, конфликт, диалог и др.). Анализ образов Востока в творчестве И.В. Гёте, немецких романтиков (Новалис), Г. Гессе, Дж.Д. Сэлинджера, в русской поэзии «Серебряного века» (Н. Гумилев, В. Брюсов, В. Хлебников, О. Мандельштам и др.). «Восток» на «Западе» в живописи (импрессионизм, постимпрессионизм, авангардизм) и музыке (Г. Малер, Дж. Кейдж). «Запад» на «Востоке» (Р. Тагор, А. Рюноскэ).

5.2. Тематика курсового проекта (работы).

1. Палеолитическое искусство: особенности, образы, символы.
2. Синтез искусств в традиционном индийском театре.
3. Поэзия облаков в традиционной китайской живописи.
4. Юаньская драма и ее специфика.
5. Скульптурный портрет в Древнем Риме.
6. Христианский собор как образ мира.
7. Символизм православной иконы.
8. Карнавальные элементы в искусстве европейского средневековья.
9. Рыцарский этос в поэзии трубадуров, труверов, миннезингеров.
10. Влияние византийских традиций на искусство средневековой Руси.
11. Дзэн-буддизм и японское искусство.
12. Человек в искусстве итальянского Возрождения.
13. Образ женщины в искусстве итальянского Возрождения.
14. Любовь и женщина в «Декамероне» Боккаччо.
15. Мир добра и зла в творчестве И. Босха.
16. Тема глупости в живописи П. Брейгеля.
17. Идеи гражданского гуманизма в творчестве Донателло.
18. Неоплатонизм в живописи С. Боттичелли.
19. Исихазм в творчестве Ф. Грека и А. Рублева.
20. Русский ампир.
21. Немецкий романтизм в поисках «потерянного рая».
22. Русские передвижники.
23. Символизм в изобразительном искусстве.
24. Стиль модерн в архитектуре.
25. «Серебряный век» в русском искусстве.
26. Тоталитарное искусство: своеобразие и типологические черты.
27. Экзистенциальный кризис рубежа XIX – XX в. и его отражение в искусстве.
28. Образ «Востока» в произведениях Г. Гессе.
29. Искусство авангарда.
30. Постмодернизм как феномен современного искусства.
31. Черты родо-племенных общественных отношений в западноевропейском эпосе.
32. Человек и социально-исторические судьбы общества в средневековой литературе («Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах»).
33. Поэма Данте «Божественная комедия» - энциклопедия общественно-политических отношений и мировоззрения в средневековой Европе.
34. Роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» - энциклопедия гуманистических идей европейского Возрождения.
35. Портрет человека эпохи Возрождения в лирике Франческо Петрарки.
36. Преступление во власти (трагедия Шекспира Гамлет).
37. Трагедии Шекспира как зеркало кризиса гуманистических идеалов позднего Возрождения.
38. Власть и мораль «нового времени» в трагедии Шекспира «Король Лир».
39. Две стороны морали «нового времени» в образах Отелло и Яго в трагедии Шекспира «Отелло».
40. Безумство и мудрость жизни на страницах романа Сервантеса «Дон Кихот». (Кризис гуманистических идеалов европейского Возрождения на рубеже 16 – 17 веков).
41. «Дон-Кихотовская ситуация» в жизни личности и общества.
42. Новая государственная мораль в трагедии Корнеля «Сид».
43. Психологический конфликт между долгом и чувством в трагедиях Расина.
44. Общественная мораль в комедиях Мольера «Тратюф», «Скупой», «Дон Жуан» и «Мизантроп».
45. Европейское Просвещение, как широкое идеологическое, политическое и культурное движение. Особенности английского Просвещения.
46. Французское Просвещение – идеологическая база Великой Французской буржуазной революции.
47. Идеи английского Просвещения в творчестве Д. Дефо. (Роман «Робинзон Крузо»).
48. Европейский сентиментализм как выражение идей «философии веры и чувства».
49. Философская трагедия Гёте «Фауст», как воплощение опыта европейского Просвещения.
50. Романтический герой – Джордж Г. Байрон.
51. «Человеческая комедия» О. де Бальзака – панорама французской жизни первой половины 19 века.
52. Английское государство и общество середины 19 века в романах Ч. Диккенса.
53. Общественная мораль в «романе без героя» У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».
54. Судьба человека и общества в романе В. Гюго «Отверженные».
55. Диктатура и личность в романе В. Гюго «Девяносто третий год».
56. Французское общество второй половины 19 века в новеллах Мопассана.
57. Общественная мораль в романе Флобера «Мадам Бовари».
58. Нравственные устои общества в романах Мопассана «Милый друг» и «Монт-Ориоль».
59. Человек и социально-исторические судьбы общества во Франции времен Второй империи в эпопее Золя «Ругон-Маккары».
60. Американская действительность в произведениях Марка Твена.
61. Мужество и достоинство человеческой личности в ее противоборстве с природой и обществом по рассказам Дж. Лондона.
62. Государство и личность в романах А. Франса «Остров Пингвинов» и «Боги жаждут».
63. Драматургия Б. Шоу как зеркало английской действительности конца 19 – первой половины 20 века.
64. Научно-технический прогресс и общественная мораль в фантастических романах Г. Уэллса.
65. Американская действительность и общественная мораль в романах Т. Драйзера «Финансист» и «Титан».
66. Состояние общественной морали и духовной жизни английского общества в цикле романов Дж. Голсуорси «Сага о Форсайтах».
67. Европейская действительность 30 –50 годов 20 века в зеркале романов Л. Фейхтвангера «Лже-Нерон», «Мудрость чудака». «Лисы в винограднике».
68. Политика и право в романе Л. Фейхтвангера «Успех».
69. Судьба «потерянного поколения» в европейской действительности 20 –30 годов по романам Э.Хемингуэя и Э. М. Ремарка.
70. Общедемократические и гуманистические тенденции в творчестве Э. Хемингуэя, Дж. Стейнбека и У. Фолкнера (Личность и общество, личность и государство).
71. Роль личности в истории по дилогии Г. Манна о французском короле Генрихе IV.
72. Школа и общество в романе Г. Манна «Профессор Унрат».
73. Этическая позиция художника и роль искусства в современном обществе по новеллам Т. Манна.
74. Ответственность творческой личности перед обществом и историей по роману Т. Манна «Доктор Фаустус».
75. Общественная мораль в драмах Ибсена «Кукольный дом» и «Враг народа».
76. Преступный мир и его связи с государством и обществом в романе Б. Брехта «Трехгрошовый роман».
77. Закон и мораль в романе Ф. Дюрренматта «Судья и его палач».
78. Психология политической страсти в исторических романах Ст. Цвейга «Мария Стюарт» и «Мария Антуанетта».
79. Идея равновесия природного и социального начала в «веселых комедиях» Шекспира.
80. Идея государственности в исторических хрониках Шекспира.
81. Противостояние «старого» и «нового времени» в драматургических произведениях Шекспира.
82. Лирические сонеты Шекспира как выражение духовной жизни Нового времени в европейской поэзии конца 16 – начала 17 века.
83. Социально-философское начало в комедиях Шекспира.
84. Защита социальной справедливости как выражение общественного разума и неразумения у героев романа Сервантеса «Дон Кихот».
85. Социально-психологическая характеристика французского крестьянства в новеллах Мопассана.
86. Франко-прусская война 1870-1871 года в новеллах Мопассана.
87. Городское чиновничество в новеллах Мопассана.
88. Социальная ответственность и бизнес в романе Мопассана «Монт-Ориоль».
89. Социально-философский смысл романа Мопассана «Жизнь».
90. Судьба личности и общества в романе Флобера «Воспитание чувств».
91. Государство и религия в романе Флобера «Саламбо».
92. Жан-Жак Руссо, как общественный деятель и частное лицо, в романе Лиона Фейхтвангера «Мудрость чудака».
93. Религиозные войны во Франции XVI века в дилогии Генриха Манна «Юность короля Генриха IV» и «Зрелость короля Генриха IV» (Религия и власть).

5.3. Примерный перечень тем самостоятельной работы.
1. Взаимодействие массового и элитарного искусства в современной культуре.
2. Искусство в структуре культуры.
3. Понятие и формы взаимодействия культур.
4. Кино и литература: диалектика взаимодействия.
5. Постмодернизм в современном искусстве.

5.4. Лабораторный практикум не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1. Рекомендуемая литература.

А). Основная литература.

1. Адмони В.А. Генрик Ибсен. – М., 1986.
2. Анастасьев Н. Фолкнер. – М., 1996.
3. Андреев Л.Г. История французской литературы. – М., 1982.
4. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М., 1985.
5. Аникст А.А. «Фауст» Гете. – М., 1979.
6. Аникст А.А. История английской литературы. – М., 1983.
7. Аникст А.А. Творческий путь Гете. – М., 1986.
8. Античная литература. – М., 1986.
9. Артамонов С.Д. Вольтер и его век. – М., 1980.
10. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М., 1993.
11. Бахтин М.М. Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1990.
12. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1986.
13. Бернштейн Б.М. Пространственные искусства в системе культуры//Искусство в системе культуры. – Л., 1987.
14. Борев Ю.Б. Эстетика. – М., 2002.
15. Бранский В.П. Искусство и философия. – Калининград, 1999.
16. Бреннер Ж. Моя история современной французской литературы. – М., 1994.
17. Ванслов В.В. Изобразительное искусство и музыка. – Л., 1983.
18. Васильева Г.М. «Фауст» Гете. – Новосибирск, 1994.
19. Всеобщая история архитектуры: В 12т. – М., 1970.
20. Всеобщая история искусств: В 6т. – М., 1960 - 1966.
21. Всеобщая история искусств. В 6 т. – М.: Искусство, 1981.
22. Герстман А.И. Оноре де Бальзак. – Л., 1992.
23. Герчук Ю.Я. Язык и смысл изобразительного искусства. – М., 1992.
24. Глумова-Глухарева Э.И. Драматургия Б. Брехта. – М., 1982.
25. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. – М., 1996.
26. Головня В.В. История античного театра. – М., 1982.
27. Горницкая Н.С. Кино-литература-театр. – Л., 1984.
28. Гражданская З.Т. Бернард Шоу. Очерк жизни и творчества. – М., 1997.
29. Диденко В.Д. Духовный космос искусства. – М., 1993.
30. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. – М., 1986.
31. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып.2. – М., 1989.
32. Доброхотов А.Л. Данте Алигьери. – М., 1990.
33. Дубашинский И.А. Вильям Шекспир. – М., 1988.
34. Европейский романтизм – М., 1983.
35. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М., 1998.
36. Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. – СПб., 1996.
37. Зарубежная литература ХХ века – М., 1996.
38. Засурский Я.Н. Американская литература ХХ века. – М., 1988.
39. Захаров Е.З. Театр как вид искусства. – М., 1987.
40. Зверев А.М. Модернизм в литературе США. – М., 1991.
41. Ивашева В.В. Век нынешний и век минувший. (Современная английская литература). – М., 1990.
42. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М., 2005.
43. Ильина Т.В. Русское искусство ХVIII века. – М.., 1999.
44. Искусство в системе культуры: Сб. ст./Сост. и отв. ред. М.С. Каган. – Л., 1987.
45. История Всемирной литературы: В 6т. – М., 1984-1989.
46. История зарубежной литературы конца Х1Х – начала ХХ века. – М., 1988.
47. История зарубежной литературы ХIХ века.- М., 1989.
48. История зарубежной литературы ХVII-ХVIII веков. – М., 1983.
49. История зарубежной литературы. Средние века и эпоха Возрождения. – М., 1982.
50. История русского искусства. В 3 т. – М., 1983.
51. История русской литературы: в 4-х т. - М., 1980 -1983.
52. Кутейщикова В., Осповат Л. Новый латиноамериканский роман. – М., 1983.
53. Лазарев В.Н. Андрей Рублев и его школа. – М., 1987.
54. Лазарев В.Н. Древнерусские мозаики и фрески – М. 1982.
55. Лазарев В.Н. История Византийской живописи. – М., 1986.
56. Левидов Л.М. Литература и действительность. – Л., 1987.
57. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрож-дение в Италии. – М., 1996.
58. Любимов Л.Д. История Древней Руси. – М., 1996.
59. Махлина С.Т. Язык искусства в контексте культуры. – М., 1995.
60. Мультатули В.М. Мольер. – М., 1988.
61. Муратова К.М. Мастера французской готики. – М., 1988.
62. Основы теории художественной культуры/Под общей ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001.
63. Пространство и время в искусстве: Сб. науч. тр. – Л., 1988.
64. Радциг С.И. Античная мифология. – М., 1991.
65. Рапацкая Л.А. Искусство «серебряного века». – М., 1996.
66. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок. – М., 1989.
67. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. – М., 1984.
68. Сарабьянов Д.В. Стиль модерн. – М., 1996.
69. Синтез искусств и художественная культура/Отв. ред. А.А. Дубровин. – М., 1995.
70. Степанян Н. Искусство России ХХ века. – М., 1999.
71. Тронский И.М. История античной литературы. – М., 2005.
72. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М., 1990.
73. Устюгова Е.Н. Стиль как явление культуры. – СПб., 1994.
74. Федоров В. О природе поэтической реальности. – М., 1984.
75. Хализеев В.Е. Драма как род литературы; (Поэтика, генезис, функционирование). – Л., 1986.
76. Художественная культура и искусство.- Л., 1987.
77. Чередниченко Т.В. Музыка в истории культуры. – Вып. 1 – 2. – М., 1994.

Б). Дополнительная литература.

1. Акрополь в Афинах. – М., 1988.
2. Алексеев М.П. Английская литература (ХVI-ХIХ вв.). – Л., 1991.
3. Анисимов И.И. Французская классика от времен Рабле до Ромена Роллана. – М., 1997.
4. Арган Дж.К. История итальянского искусства. 2т. – М., 1990.
5. Арто А. Театр и его двойник. – М., 1993.
6. Баренбаум И.Е. История книги. – М., 1994.
7. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. – М., 1983.
8. Башинская И.А. Образ в изобразительном искусстве: Законы восприятия живописи, скульптуры и графики. – СПб., 1992.
9. Бонсанти Дж. Караваджо. – М., 1999.
10. Бранка В. Боккаччо средневековый. – М., 1983.
11. Брюсова В.Г. Андрей Рублев. – М., 1995.
12. Буслович А.С. Боги и люди в произведениях искусства. – СПб., 1999.
13. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. – Киев, 1991.
14. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М., 1999.
15. Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих Возрождения. – СПб., 1992.
16. Вайнсфельд И. Кино как вид искусства. – М., 1984.
17. Валлентен А. Пабло Пикассо. – Ростов-на- Дону, 1998.
18. Вартанов А.С. От фото до видео. – М., 1996.
19. Васильева Г.М. «Фауст» Гете. – Новосибирск, 1994.
20. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. – М., 1989.
21. Виппер Б.М. Введение в историческое изучение искусства. – М., 1987.
22. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII – XVI вв. 2т. – М., 1977.
23. Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. В 3 т. – СПб, 1997.
24. Воронов Н.В. Советская монументальная скульптура 1960 – 1980. – М., 1984.
25. Герцман Е.В. Музыка Древней Греции и Рима. - СПб., 1995.
26. Горюнов В.С., Тубли М.П. Архитектура эпохи модерна. Концепции. Направления. Мастера. – СПб., 1994.
27. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный. – М., 1993.
28. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках: XVII - первая половина XX века. - М., 1994.
29. Даркевич В.П. Народная культура средневековья. – М., 1984.
30. Делакруа Э. Мысли об искусстве: О знаменитых художниках. – М., 1960.
31. Демосфенова Г., Нурок А., Шантыков Н. Советский политический плакат. – М., 1962.
32. Дубашинский И.А. Поэма Байрона «Дон-Жуан». – М., 1986.
33. Ёкёку – классическая японская драма./Отв. Ред. Т.П. Григорьева. – М., 1979.
34. Ельшевсая Г.В. Модель и образ. – М., 1991.
35. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. – М., 1977.
36. Зелинский Ф.Ф. История античной культуры. – СПб., 1995.
37. Зингер Л.С. Очерки по теории и истории портрета. – М., 1992.
38. Зингерман Б.Ю. Очерки истории драмы ХХ века. – М., 1989.
39. Зримое слово. Кино и литература: диалектика взаимодействия. – Л., 1985.
40. Игнатович А.Н. Философские, исторические и эстетические аспекты синкретизма (на примере «чайного действа»). – М., 1996.
41. Из истории русского реализма конца 19 - начала 20 века. - М., 1986.
42. Иллюстрированная история мирового театра/Под ред. Д.Б.Брауна. - М., 1999.
43. Ильина Т.В. История искусств. Отечественное искусство. – М., 2000.
44. Искусство Японии. Альбом./Авт.-Сост. Виноградова Н.А. – М., 1988.
45. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искусство XVIII – XX вв. – Л., 1990.
46. Камминг Р. Живопись. – М. 1999.
47. Кин Д. Японская литература XVII – XIX столетий. – М., 1987.
48. Кириллина Л.В. Классический стиль в музыке XVIII – начала XIX веков: Самосознание эпохи и музыкальная практика. - М., 1996.
49. Классическая драма Востока. Индия. Китай. Япония. (БВЛ, т.16). – М., 1977.
50. Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. (БВЛ, т.17). – М., 1976.
51. Кожина Е.Ф. Романтическая битва. – Л., 1988.
52. Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. – М., 1980.
53. Коплстоун Т. Хиеронимус Босх. – М., 1999.
54. Королева Э.А. Танец и художественная культура: От возникновения человечества до первых великих цивилизаций. – Минск, 1997.
55. Круглов Ю. Русские обрядовые песни. - М., 1987.
56. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия 1870 – 1900. – М., 1994.
57. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до нач. XVII в. – М., 1973.
58. Лазарев В.Н. Феофан Грек и его школа. – М., 1961.
59. Левая Т.Н. Русская музыка начала XX в. в художественном контексте эпохи. – М., 1991.
60. Лихачев Д.С. Русская культура. - М., 2000.
61. Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. – М., 1988.
62. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.
63. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – СПб., 1994.
64. Малявин В.В. Китайская цивилизация. – М., 2001.
65. Мамонтов С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки. – М., 1993.
66. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. – Минск, 2000.
67. Мастера искусства об искусстве. В 7 т. – М., 1963 – 1970.
68. Микеланджело. Жизнь и творчество. – М., 1964.
69. Мифологический словарь. – М., 1985.
70. Музыка XX века в контексте культуры. – СПб., 1995.
71. Музыкальная эстетика в Германии XIX века: В 2 т. - М., 1981-1982.
72. Музыкальное искусство XX века: Творческий процесс, художественные явления, теоретические концепции. – М., 1992.
73. Набоков В.В. Две лекции по литературе//Иностранная литература, 1997, № 11.
74. Неустроев В. Литература скандинавских стран (1870-1970 гг.) – М., 1980.
75. Николаева Н.С. Японские сады. – М., 1975.
76. Обломиевский Д.Д. Французский классицизм. – М., 1988.
77. Обрядовая поэзия. - М., 1989.
78. Основы теории художественной культуры/Под общей ред. Л.М. Мосоловой. – СПб., 2001.
79. Писатели США. Краткие творческие биографии: Сб. статей. – М., 1990.
80. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство ХХ века. 1901 – 1945. – М., 1991.
81. Поликарпов В.С. Любовь и эротика в истории мировой культуры. – Ростов-на-Дону, 1993.
82. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986.
83. Пространство картины/Сост. Н.О. Тамручи. – М., 1989.
84. Рогинская Ф.С. Товарищество передвижных художественных выставок: Исторические очерки. – М., 1989.
85. Сапонов М.А. Менестрели: Очерки музыкальной культуры западного Средневековья. - М., 1996.
86. Сарабьянов Д.В. История русского искусства второй половины XIX в. – М., 1989.
87. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX вв. – М.. 1993.
88. Серебряный век в России. Избранные страницы. – М., 1993.
89. Серебряный век русской литературы: проблемы, документы. – М., 1993.
90. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М., 1985.
91. Ткачев В.Н. История архитектуры. – М., 1987.
92. Торрес – Риосеко А. Большая латиноамериканская литература. – М., 1978.
93. Традиция в истории музыкальной культуры: Античность. Средневековье. Новое время. - Л., 1989.
94. Фрид Я. Анатоль Франс и его время. – М., 1985.
95. Хейберг Х. Ибсен. – М., 1985.
96. Художественное своеобразие литературы Латинской Америки. – М., 1986.
97. Швинглхурст Э. Сюрреалисты. – М., 1998.
98. Юдин А. В. Русская народная духовная культура: Учебное пособие для вузов. – М, 1999.
99. Яковкина Н. История русской культуры: 19 век. - СПб.,2000.

Последнее обновление страницы - 15-июл-2016

 

 

 

 

 

 

© Гуманитарный факультет ГУАП, 2009-2017
        Яндекс.Метрика