На главную GUAP.RU Контактная информация Поиск по сайту О сайте 中文 Versión Española La version française Deutsche Version English Version Русская версия
Гуманитарный факультет ГУАП

Круглый стол «Возможно ли богословие в современной России» и презентация журнала "ΕΙΝΑΙ (э`йнаи): Проблемы философии и теологии"

16 мая 2012 года при активном содействии настоятеля Храма Рождества Святого Иоанна Предтечи (Чесменская церковь), протоиерея Алексея Крылова, в приходе Чесменской церкви (улица Гастелло 15, Чесменский дворец) прошёл круглый стол на тему «Возможно ли богословие в современной России», собравший крупнейших санкт-петербургских исследователей религиозной и философской мысли, а также заинтересованных представителей Гуманитарного факультета ГУАП, не исключая декана Гуманитарного факультета.

Обсуждение было организовано Научно-образовательным центром проблем философии, религии и культуры ГУАП, открытым в 2011 году при Санкт-Петербургском государственным университете аэрокосмического приборостроения по инициативе заведующего кафедрой философии Гуманитарного факультета ГУАП Валерия Николаевича Михайловского.

На снимке: начало презентации - показ макета сайта журнала "ΕΙΝΑΙ: Проблемы философии и теологии"

Перед круглым столом прошла презентация первого пилотного выпуска электронного научного рецензируемого периодического издания "ΕΙΝΑΙ (э`йнаи): Проблемы философии и теологии" (свидетельство Роскомнадзора Эл № ФС77- 48335, International Standard Serial Number (ISSN) 2226- 0897), www.einai.ru.

Проводил презентацию главный редактор «ΕΙΝΑΙ», доцент кафедры философии и культурологии Гуманитарного факультета ГУАП, Олег Николаевич Ноговицин.

Всем присутствующим через проектор была продемонстрирована локальная копия сетевой версии журнала, планируемая к размещению, подробно рассказано о составе его редакционного совета и редколлегии, основных задачах издания, уже существующих и предполагаемых в дальнейшем тематических разделах, авторах, предоставивших материалы для публикации, и уже отредактированных и макетированных статьях первого номера.

На снимке: главный редактор журнала "EINAI" Олег Ноговицин рассказывает о планах и задачах издания

Кроме того, было объявлено о создании внешних дискуссионных площадок (сообществ разной степени открытости) по тематике публикаций журнала в популярных социальных сетях.

После презентации с небольшой речью выступили настоятель Храма Рождества Святого Иоанна Предтечи протоиерей Алексей Крылов и декан Гуманитарного факультета, а также по совместительству директор Научно-образовательного центра проблем философии, религии и культуры ГУАП, Константин Викторович Лосев.

На снимке: выступление на круглом столе настоятеля Храма Рождества Святого Иоанна Предтечи протоиерея Алексея Крылова

Отец Алексей выразил уверенность в необходимости серьёзных, академически выверенных, изданий богословской направленности в виду несомненной, по его мнению, востребованности богословия в современной России, однако в то же время предостерёг от узкой адресности журнала, рассчитанного на людей с фундаментальным философским образованием и неформальным знакомством с онтологической и гносеологической проблематикой, тем самым словно исподволь избегающего непосредственного учительства и просвещения, столь необходимого в наше время.

На снимке: выступление на круглом столе научного руководителя Научно-образовательного центра проблем философии, религии и культуры ГУАП Дмитрия Бирюкова

На это редактор тематического раздела «Античная традиция и патристика» в журнале "EINAI", научный руководитель Научно-образовательного центра проблем философии, религии и культуры ГУАП Дмитрий Сергеевич Бирюков заметил, что несмотря на богословскую тематику ряда разделов журнала, издание остаётся светским, то есть академическим, что совершенно не умаляет его просветительского значения, а даже напротив – высокий научный уровень публикуемых материалов в свою очередь стимулирует повышение уровня научных изысканий и значительное расширение спектра интересов у заинтересованного читателя.

Директор Научно-образовательного центра проблем философии, религии и культуры ГУАП, Константин Викторович Лосев рассказал присутствующим о центре и издании "EINAI" как своего рода уникальных прецедентах последнего времени, поскольку руководство ГУАП (бывший ЛИАП), традиционно технического вуза, не только поддержало идею создания центра и издания философско-теологического журнала, но и выделило на это необходимые средства, ясно понимая, что и центр и журнал ни в коей мере не являются коммерческими проектами.

После нескольких факультативных вопросов начался круглый стол «Возможно ли богословие в современной России».

Обсуждения проходили в доброжелательной атмосфере, исключающей непримиримую полемику на повышенных тонах и необдуманные провокационные заявления.

По большей части участники высказывали свои позиции по поводу теологического и философского дискурса, как исторического, так и современного, в свете сложившихся традиций и обозначающихся тенденций и отмечали различные аспекты соответствующей проблематики.

По вопросу высказались:

  1. главный редактор журнала «ΕΙΝΑΙ» Олег Николаевич Ноговицин,
  2. редактор тематического раздела «Немецкий идеализм: истоки и влияния» в журнале «ΕΙΝΑΙ» Иван Алексеевич Протопопов,
  3. редактор тематического раздела «Античная традиция и патристика» в журнале "EINAI", научный руководитель Научно-образовательного центра проблем философии, религии и культуры ГУАП Дмитрий Сергеевич Бирюков,
  4. редактор тематического раздела «Схоластическая традиция и ренессансный гуманизм» в журнале «ΕΙΝΑΙ» Виталий Львович Иванов,
  5. редактор тематического раздела «Философские и теологические исследования современности» в журнале «ΕΙΝΑΙ» Наталья Андреевна Артёменко,
  6. известные Санкт-Петербургские философы, члены Редакционного Совета журнала «ΕΙΝΑΙ», представители философского факультета СПбГУ:
  • председатель Феноменологического общества СПб Николай Борисович Иванов,
  • Александр Николаевич Исаков и
  • Олег Михайлович Ноговицын.

Основная вопрошающая тема круглого стола «Возможно ли богословие в современной России?» таким образом была − общими усилиями − градуирована на несколько семантических блоков, каждый из которых содержал не сами ответы, но приближение к ним:

1. Богословие в современной России возможно хотя бы только потому, что у него есть востребованность у значительного числа наших соотечественников, стремящихся к духовному самосовершенствованию в рамках Православной ортодоксии, однако богословие ещё ждёт настоящее возрождение (позиция протоиерея Алексея Крылова),

2. Богословие в современной России не только возможно, но и существует в форме особой линии трансляции от отцов Церкви к современным переводчикам и исследователям Традиции, однако возможность достижения высокого уровня в сфере богословской мысли предполагает хорошее знание всех звеньев линии трансляции, а это в свою очередь предполагает доступность (опубликованность) и отрефлектированность (исследованность) базовых текстов, категориально определивших ортодоксальность и неортодоксальность методологии и предмета богословия, его различных традиций в христианстве, воздействие на область постановки вопросов в рамках европейской философской традиции (позиция Д. С. Бирюкова и В. Л. Иванова),

3. Богословие или собственно слово о Боге есть задача мысли, ставящей под вопрос собственные основания, особого рода высказывание, в котором речь открывает собственное существо говорящего.

В этом смысле богословская задача требует философской рефлексии, а последняя способна осуществиться лишь как свидетельство уже сказанного о Боге, поскольку в этом слове и сказывается для человека, что для него Бог, цель и смысл (позиция О. Н. Ноговицина, О. М. Ноговицына, Н.Б. Иванова).

В современной России именно это условие осмысленности собственной практики для большинства людей по существу находится под вопросом, который и необходимо осмысленно поставить (позиция И.А. Протопопова), в том числе и как основание не только для возрождения православного образования, но и для формирования фактически впервые полноценной богословской мысли в её взаимосвязи с философией, как это происходило и остаётся актуальным политико-институциональным феноменом для Западной Европы (А. Н. Исаков), и является для современной России настоятельным требованием и задачей, посильным и начальным необходимым вкладом в решение которой стала, по мнению участников дискуссии, организация издания журнала «ΕΙΝΑΙ».

В.А.П. и О.Н.Н.

Последнее обновление страницы - 11-ноя-2012

 

 

 

 

 

 

© Гуманитарный факультет ГУАП, 2009-2017
        Яндекс.Метрика