На главную GUAP.RU Контактная информация Поиск по сайту О сайте 中文 Versión Española La version française Deutsche Version English Version Русская версия
Гуманитарный факультет ГУАП

Концепции современного естествознания


Программа соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Цели и зачади дисциплины

Дисциплина «Концепции современного естествознания» предназначена для бакалавров с целью общей подготовки их к организационно-управленческой, научно-исследовательской, производственной, сервисной и иной деятельности.
Цель – максимально используя результаты саморефлексии научного знания и философский обзор частнонаучного знания, формировать у студентов целостную систему взглядов на мир, критически-творческий способ мышления, ответственность за свою деятельность перед обществом и природой.

Учитывая междисциплинарный характер курса, проанализировать онтологические, гносеологические, методологические основы современного естествознания. Рассмотреть основные парадигмы естественнонаучного познания, их смену в эволюции науки, проблему эффективности научно-исследовательской деятельности на основе использования адекватных методологических средств.

В области воспитания личности задачей является стимулирование студента к нравственному самодолженствованию, соблюдению этических норм по отношению к людям, обществу и природе, ответственному выбору между целями, воспитание культуры поведения.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

Иметь представление:

- о междисциплинарном характере курса, его связи с культурологией, философией, историей;
- о сущности науки в целом как явлении культуры и процесса познания природы и человека, её структуры, основных форм, уровней и особенностей процесса развития;
- об основных уровнях и методах научного познания и их взаимосвязи;
- о специфике живых систем, биосфере как решающем факторе стабилизациии и эволюции Земли и совокупности современных экологических проблем;
- о качественном отличии синергетических и кибернетических моделей от парадигмальных моделей классического естествознания;

Знать:

- основные этапы эволюции естественнонаучных концепций, эволюцию фундаментальных понятий естествознания;
- фундаментальные идеи, сформулированные до возникновения основных концепций современного естествознания;
- важнейшие естественнонаучные категории, понятия, и принципы;
- границы применения основных законов, гипотез и теорий, единство естествознания и различие в описании природы частнонаучного знания;
- структурные уровни организации физической реальности и их связь с человеком;

Уметь:

- анализировать основные естественнонаучные картины мира с использованием терминов и категорий дисциплины
- использовать принципы универсального эволюционизма и самоорганизации при рассмотрении тех или иных явлений и процессов материального мира;
- характеризовать позитивные достижения современной науки и давать им этическую оценку;
- планировать свою деятельность по изучению дисциплины с целью написания контрольных работ, рефератов;
- осуществлять самоконтроль знаний по завершению модулей дисциплины с целью подготовки к экзамену или зачету;

Владеть

- навыками работы с естественнонаучной литературой и другими информационными источниками;
- способностью к восприятию, обобщению и анализу информации.

Дисциплина базируется на знаниях, ранее приобретённых студентами при изучении следующих дисциплин:

- история;
- культурология,
- школьные курсы естественных наук.

Знания и навыки, полученные при изучении материала данной дисциплины, имеют как самостоятельное значение, так и используются при изучении следующих дисциплин:
- философия;
- экология;
- безопасность жизнедеятельности.

Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Материальное и духовное освоение мира. Культура. Наука. Естествознание.

1.1. Наука и естествознание: их сущность, происхождение, структура и динамика. Культура общества. Материальная и духовная культура. Наука как явление культуры, её сущность, происхождение и основные черты. Наука как особенный тип и процесс познания. Концепции развития науки. Научные, технические и научно-технические революции: сущность и особенности проявления в современной техногенной цивилизации. Естественнонаучная и гуманитарная культуры как разные подходы понимания и изучения явлений реальности. Естествознание как единая наука о природе, его предмет, структура и составные части. Фундаментальные, прикладные, пограничные науки. Вненаучное познание. Критерии научности.

1.2. Методы естественнонаучного познания.

Основные уровни, формы и методы естественнонаучного познания. Чувственный опыт, логическое мышление, интуиция. Эмпирические методы познания (наблюдение, эксперимент и их разновидности), теоретические методы познания (гипотезы, теории, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, анализ, синтез, математизация науки). Диалектические методы познания. Возможности и ограниченность научных методов. Методология. Эволюция методологического сознания в философии и науке. Проблема истинности в научном познании (объективность и субъективность, абсолютность и относительность).

1.3. История естествознания.

Общий ход и направление естествознания, его основные периоды и этапы. Естественнонаучная картина мира и её исторические типы. Естествознание в эпоху античности и эллинизма (основные достижения в области математики, астрономии, техники, медицины и имена). Естествознание в Древнем Риме. Итоги античного естествознания и их связь с современными знаниями. Естествознание в Средние века и эпоху Возрождения (европейская и арабская мысль средневековья, ошибки и достижения). Эпоха Возрождения - зарождение нового естествознания, основные достижения в области астрономии, механики и физики, биологии и медицины. Развитие методологии. Формирование новой картины мира. Естествознание в Новое Время (XVII – XVIII века). Общая характеристика (натурфилософия, энциклопедизм) Появление специальных наук. Основные положения первой физической картины мира. Естествознание в XIX веке. Развитие физики (тепловые процессы, превращение и сохранение энергии, законы сохранения энергии в макроскопических процессах, термодинамика, электромагнитное поле). Электродинамическая картина мира. Теории близкодействия и дальнодействия. Развитие химических наук (периодический закон Д. И. Менделеева, теория химического строения А. М. Бутлерова). Развитие биологии (клеточная теория, эволюция видов, наследственность и изменчивость организмов).

Раздел 2. Естествознание в XX – начале XXI века. Актуальные проблемы физики, космологии, химии, биологии.

2.1. Актуальные проблемы современной физики и космологии.
Структурные уровни организации физической реальности: микро-, макро-, мегамиры в их особенностях и взаимосвязи. Теории происхождения солнечной системы. Модель Большого Взрыва в расширяющейся Вселенной. Корпускулярная и континуальная концепции описания Природы. Концепция атомизма и элементарных частиц в современном естествознании. Диалектика соотношения вещества и поля, материи и энергии. Современное естествознание об основных типах и видах физических взаимодействий. Корпускулярно-волновой дуализм и принцип неопределённости в квантовой механике. Принципы суперпозиции, дополнительности. Квантово-полевая картина мира. Классический и вероятностный детерминизм. Динамические и статистические закономерности. Релятивистская физики и теория относительности, её содержание и смысл. Современные представления о пространстве и времени. Проблема бесконечности и космологические модели Вселенной.

2.2. Химия, её место и роль в современном естествознании.

Химия как наука, её структура и логика развития. Концептуальные уровни в познании вещества. Понятие “химического элемента”, состава вещества, химического процесса, реакционной способности вещества и сущности химического соединения. Структурная химия о природе химических связей. Эволюционная химия о самоорганизации химических систем и условиях её протекания. Возможности и значение управления химическими процессами. Химия и жизнь.

2.3. Актуальные проблемы современной биологии.

Биология, её место и роль в современном естествознании. Традиционная, физико-химическая и эволюционная биология. Проблема происхождения жизни. Концепции сущности и происхождения жизни. История геологического развития Земли, ее внутреннее строение, современные концепции развития геосферных оболочек. Основные геологические концепции. Географическая оболочка Земли. Литосфера как абиотическая основа жизни, ее основные функции. Основные структурные уровни и формы организации биологических систем. Цитология о роли клетки в эволюции жизни. Генетика: главные достижения и перспективы. Роль мутаций и окружающей среды в механизме биоэволюции. Диалектика устойчивости и изменчивости в живой природе, значение её разнообразия. Многообразие живых организмов как основа организации и устойчивости биосферы. Эволюционная теория об основных факторах, движущих силах и закономерностях развития биологических систем. Экология как наука о функционировании и развитии экосистем природы. Учение о биосфере и ноосфере. Глобальный экологический кризис и проблема спасения биосферы Земли.
.
Раздел 3. Мир как система.

3.1. Понятие системы и системного подхода.
Понятие системы, развитие системного взгляда на мир в науке от древности до нашего времени. Понятия общей теории систем: система, подсистема, элемент, структура, связи, среда, состояние. Классификация систем и связей. Основные категории современного естествознания. Материя и её виды. Движение и его формы. Связь материи с пространством и временем. Необратимость времени. Виды организации материи. Информация. Уровни структурной организации материи. Микро-, макро- и мегамиры. Ритмическая организация материи. Космические, солнечные, биологические ритмы. Симметрия и ассимметрия в неживой и живой природе.

3.2. Порядок и беспорядок в природе. Самоорганизация.

Концепции самоорганизации в истории науки. Классическая термодинамика о законе сохранения энергии, и её преобразованиях. Общенаучное понятие «энтропия». Закрытые системы и принцип возрастания энтропии в природе. Открытые системы и новая термодинамика. Самоорганизация в открытых неравновесных диссипативных системах. Самоорганизация как основа эволюции и развития в мире. Кибернетика – наука о функционировании и управлении сложных систем. Синергетика как новое мироведение о возможностях и условиях самоорганизации и развития природных и социальных систем, рождении Космоса из Хаоса.

3.3. Человек и общество как предмет естественнонаучного познания.

Человек и Вселенная: единство или борьба? Концепции антропосоциогенеза и этногенеза в свете достижений современного естествознания. Антропный принцип. Нейрофизиология и психология о взаимосвязи биологического, психического и социального в человеке в их эволюции. Здоровье, работоспособность, творчество человека. Проблемы социобиологии и этологии, этнологии и социальной экологии. Биоэтика и экоэтика как естественнонаучное обоснование нравственности. Инстинкт и воспитание. Концепция универсального эволюционизма и социальный прогресс. Сциентизм и антисциентизм: выбор XXI века и путь к единой культуре.

Учебно-методические материалы по дисциплине

3.1. Основная литература

1. [5. К73. 5] Котликов, Е. Н. Концепции современного естествознания: учебное пособие/ Е. Н. Котликов; С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения. - СПб.: ГОУ ВПО "СПбГУАП", 2009. - 180 с. Кол-во экз. в библ. - ФО(3), ЛС(293), ИГ(5), ГС(148), ГСЧЗ(2), ЛСЧЗ(5), СО(9).
2. [50(075). Р83. 5] Рузавин, Г. И. Концепции современного естествознания: учебник / Г. И. Рузавин. - М.: Проспект, 2009. - 288 с. Кол-во экз. в библ. - ФО(3), ЛС(18), ЛСЧЗ(2), ГС(25), ГСЧЗ(2).
3. [5. С14. 5] Садохин, А. П. Концепции современного естествознания: учебное пособие / А. П. Садохин. - 5-е изд., стер.. - М.: ОМЕГА-Л, 2010. – 240 с. Кол-во экз. в библ. - ФО(3), ИГ(10), КЛ(30), КЛЧЗ(2).

3.2. Дополнительная литература

1. [50. Д18. 5] Даннеман, Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии : Расцвет современного естествознания до установления принципа сохранения энергии = Die Naturwissensvhaften in Ihrer Entwicklung und in Ihrem Zusammenhange. [Т. 3]/ Ф. Даннеман ; пер. П. С. Юшкевич. - 3-е изд.. - М.: URSS: Либроком, 2012. - 384 с. Кол-во экз. в библ. - ФО(2), ЛС(2), ГС(3).
2. [50. Д18. 5] Даннеман, Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии : От зачатков науки до эпохи Возрождения = Die Naturwissensvhaften in Ihrer Entwicklung und in Ihrem Zusammenhange: [Т. 1]/ Ф. Даннеман ; пер. А. Г. Горнфельд ; ред.: М. Л. Левин, О. Ю. Шмидт. - 3-е изд.. - М.: URSS: Либроком, 2012. - 432 с. Кол-во экз. в библ. - ФО(2), ЛС(2), ГС(2), ГСЧЗ(1).
3. [50. Д18. 5] Даннеман, Ф. История естествознания. Естественные науки в их развитии и взаимодействии : От эпохи Галилея до середины XVIII в. = Die Naturwissensvhaften in Ihrer Entwicklung und in Ihrem Zusammenhange. [Т. 2]/ Ф. Даннеман ; пер. П. С. Юшкевич. - 3-е изд.. - М.: URSS: Либроком, 2012. - 424 с. Кол-во экз. в библ. - ФО(2), ЛС(2), ГС(2), ГСЧЗ(1).
4. [50. К65. 5] Концепции современного естествознания: Методические указания и планы семинарских занятий/ С.-Петерб. гос. ун-т аэрокосм. приборостроения; сост.: В. И. Михайловский, М. Л. Бурова, М. И. Соколова. - СПб.: ГОУ ВПО "СПбГУАП", 2010. - 46 с. Кол-во экз. в библ. - ЛС(135), ГС(80), ИГ(17), СО(5).
5. [50(075). К19. 5] Канке, В. А. Концепция современного естествознания: учебник / В. А. Канке. - 2-е изд., испр.. - М.: Логос, 2007. - 368 с. Кол-во экз. в библ. - ФО(1), ЛС(19), ЛСЧЗ(2), ГС(26), ГСЧЗ(2).
6. [5(075). К65. 5] Концепции современного естествознания: Учебник/ В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников, Г. В. Баранов и др. ; Ред. В. Н. Лавриненко, В. П. Ратников. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 303 с. Кол-во экз. в библ. - ФО(2), ЛС(8).
7. [Ю662. М69. 5] Михайловский, В. Н. Концепции современного естествознания: курс лекций / В. Н. Михайловский; С.-Петерб. ин-т внешнеэкон. связей, экономики и права, О-во «Знание» С.-Петерб. и Лен. обл. - СПб., 2004. - 284 с. Кол-во экз. в библ. - ЛС(118), ФО(2), ЧЗ(2), ИГ(55), СО(20), ЛСЧЗ(2), КЛ(1).
8. [5] Найдыш, В. М. Концепции современного естествознания: Учебное пособие/ В. М. Найдыш. - М.: Гардарики, 2003. - 476 с. Кол-во экз. в библ. - ФО(2), ЛС(4), ЛСЧЗ(2), ЧЗ(2).
9. [50. П75. 5] Пригожин, И. Порядок из хаоса : Новый диалог человека с природой = Order out of chaos/ И. Пригожин, И. Стенгерс ; пер. Ю. А. Данилов ; ред., авт. послесл. В. И. Аршинов [и др.]. - М.: Изд-во ЛКИ, 2008. - 296 с. Кол-во экз. в библ. - ГС(2).
10. [Ю667.2я7. С56. Ю] Современные философские проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук: учебник/ В. В. Миронов [и др.] : ред. В. В. Миронов. - М.: Гардарики, 2006. - 640 с. Кол-во экз. в библ. - ФО(5), ГС(45).

3.3. Периодическая литература (журналы).

1. [З946920] Знание – сила. - Журнал: Ежемес. науч.-попул. и науч.-худож. журн. - М., 1926 - . - Цена 1 номера - 179.11. - ISSN 0130-1640. - ISSN 0130-1640. -Выходит ежемесячно.
2. [Н633251] Наука и жизнь. - Журнал: Ежемес. науч.-попул. журн. - М., 1890 - . - (Возобновлен в 1934 г.). - Цена 1 номера - 93.91. - ISSN 0028-1263. - ISSN 0028-1263. -Выходит ежемесячно.
3. [Х800022] Химия и жизнь - XXI век. - Журнал: Ежемесяч. науч.-попул. журн. - М.: Изд-во науч.-попул. лит. "Химия и жизнь" . - Цена 1 номера - 238.54. - Б.ц. -Выходит ежемесячно.

Примерный перечень вопросов к зачёту или экзамену

1. Наука как явление культуры. Типы культуры. Классификации наук.
2. Критерии научности. Проблема достоверности научных результатов.
3. Метод и методология. Общенаучные методы познания.
4. Структура и уровни научного познания.
5. Структура и методы эмпирического познания: вычленение объекта, наблюдение, эксперимент.
6. Методы эмпирического познания: моделирование, приборные средства, гипотеза, экстраполяция.
7. Структура и методы теоретического познания: идеализация, формализация, формирование понятий. Метатеоретический уровень научного познания.
8. Проблема истинности познания. Виды истины.
9. Наука Древнего Египта и Древней Греции.
10. Александрийская наука: Евклид, Архимед, Аристарх Самосский.
11. Римский период развития науки: Клавдий Птолемей, Марк Витрувий Поллион.
12. Характерные черты науки Средневековья. Наука Средневековья на Арабском Востоке.
13. Наука Западноевропейского Средневековья.
14. Наука эпохи Возрождения: основные черты эпохи, Николай Коперник.
15. Формирование классической науки в эпоху Нового времени: Галилео Галилей, Эванджелиста Торричелли.
16. Наука Нового времени: Иоганн Кеплер.
17. Вклад в науку Исаака Ньютона.
18. Развитие математики в эпоху Нового времени: Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц, Карл Фридрих Гаусс.
19. Проблема измерения степени нагретости тел.
20. Зарождение термодинамики: Михаил Васильевич Ломоносов, Рудольф Клаузиус.
21. Понятие картины мира. Виды картин мира. Научная картина мира. Физическая картина мира.
22. Основные положения механической картины мира.
23. Возникновение научной химии: Роберт Бойль, Антуан Лавуазье, Александр Михайлович Бутлеров, Дмитрий Иванович Менделеев.
24. Формирование электромагнитной картины мира: Ганс-Христиан Эрстед, Майкл Фарадей.
25. Формирование электромагнитной картины мира: Джеймс Кларк Максвелл.
26. Основные положения электромагнитной картины мира.
27. Диапазоны электромагнитных и звуковых колебаний.
28. Изучение микромира: Макс Планк, Луи де Бройль, Вернер Гейзенберг.
29. Специальная и общая теории относительности Альберта Эйнштейна.
30. Изучение строения атома: Эрнест Резерфорд, Нильс Бор.
31. Основные положения квантово-полевой картины мира. Элементарные частицы.
32. Наномир, макромир.
33. История освоения космоса.
34. Мегамир, его основные элементы.
35. Классическая и релятивистская модели Вселенной. Космологические парадоксы.
36. Модель расширяющейся Вселенной, теория Большого взрыва.
37. Структура Солнечной системы, её основные характеристики.
38. История появления планеты Земля. Магнитное поле Земли.
39. Антропные принципы и причины возникновения данного вопроса.
40. Проблемы поиска внеземных цивилизаций.
44. Химия и её место в современном естествознании. Этапы развития современной химии.
41. Биология и её место в современном естествознании. Этапы развития современной биологии.
42. Основные подходы к изучению сущности жизни. Особенности живого.
43. Основные концепции происхождения жизни и человека.
45. Мир как система. Синергетика как новое мировидение.

Последнее обновление страницы - 28-дек-2014

 

 

 

 

 

 

© Гуманитарный факультет ГУАП, 2009-2017
        Яндекс.Метрика