Место общей физической подготовки с элементами фитнеса (для студентов специального учебного отделения) в дисциплине «Физическая культура»
Общая физическая подготовка (ОФП) является одним из обязательных компонентов программы по физической культуре, которая направлена на развитие всех физических качеств в их гармоничном сочетании, что имеет особое значение в физическом воспитании студентов с отклонениями в состоянии здоровья. Общая физическая подготовка обеспечивает всестороннее и гармоничное физическое развитие человека, а в сочетании с элементами фитнеса способствует совершенствованию функциональных возможностей организма и оздоровлению занимающихся.
Цель
Цель курса «Общая физическая подготовка с элементами фитнеса (для студентов специального учебного отделения)» — приобретение знаний, умений и навыков, необходимых для повышения адаптационных резервов организма, сохранения и укрепления здоровья, способности направленного использования их в будущей профессиональной деятельности самостоятельно.
Задачи, решаемые в процессе формирования ключевых компетенций:
1. Сформировать у студентов мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, установку на здоровый образ жизни и потребность в регулярных занятиях физическими упражнениями.
2. Ознакомить с научно-практическими основами физической культуры и здорового образа жизни.
3. Овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья.
4. Развивать физические способности и функциональные возможности организма, повышающие его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям.
5. Обучить составлению и использованию оздоровительных программ занятий для повышения своих функциональных и двигательных возможностей, для достижения личных жизненных и профессиональных целей.
Особенности методики организация учебного процесса
Учебный процесс строится в соответствии с рабочей программой и планом прохождения программы по теме: «Общая физическая подготовка с элементами фитнеса (для студентов специального учебного отделения)».
В специальное учебное отделение зачисляются студенты с ослабленным здоровьем, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу.
Занимающиеся, у которых в процессе занятий улучшилось состояние здоровья, физическая и функциональная подготовленность на основании заключения врача и преподавателя с нового семестра переводятся в основную или подготовительную группы.
Освобождение от практических занятий по физической культуре по состоянию здоровья может носить только временный характер. Студенты, освобожденные от практических занятий постоянно или на длительный период, овладевают теоретическим и методическим материалам самостоятельно и под руководством преподавателя, получают индивидуальные рекомендации и консультации по выполнению методико-практических заданий и при подготовке реферата.
Изучаемый материал распределяется в определенной последовательности в соответствии с уровнем физической и технической подготовленности занимающихся, а так же показаниями и противопоказаниями по их нозологии.
Учебный процесс в специальном учебном отделении направлен на укрепление здоровья студентов, повышение физической работоспособности, предупреждение обострений хронических и других болезней, ликвидацию остаточных явлений после перенесенных заболеваний и травм, а также, на развитие профессионально-значимых двигательных качеств, формирование потребности к систематическим занятиям и навыкам здорового образа жизни.
Практические занятия в данной группе носят выраженную профилактическую и реабилитационно-оздоровительную специфику, связанную с повышением резистентности (увеличением психофизических резервов) к воздействию стресс-факторов учебной деятельности, созданием условий для повышения их двигательной активности и расширением коммуникативной сферы. Используются комплексы физических упражнений, преимущественно аэробной направленности, а также различные оздоровительные методики самосовершенствования жизненно важных умений и навыков, с учетом индивидуального характера двигательных нарушений, особенностей адаптационных механизмов и моторно-психических состояний студентов.
Теоретическая подготовка студентов проводится в форме бесед с использованием иллюстративного материала или в виде методико-практических занятий.
Карпова Светлана Николаевна — старший преподаватель